menu
person

СЕТЕВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ
07.12.2014, 14:15

Сетевое педагогическое сообщество – новая форма организации профессионально-педагогической деятельности в сети Интернет.

Сетевые сообщества предлагают новые формы профессиональной коммуникации в принципиально ином (информационном) пространстве, которое предоставляют участникам следующие возможности: 1)  участие в обсуждениях актуальных

проблем развития образования; 2)  возможность размещения авторских материалов и пользование информационными продуктами, размещенными в библиотеке

сообщества; 3)  возможности общения (комментарии, обсуждение, форумы, чаты,

виртуальные конференции, вебинары, мастер-классы и др.); 4) дистанционное обучение; 5) участие в конкурсах, проектах, фестивалях, акциях; 6) создание собственных электронных страниц (портфолио)  др. 

Важность поддержки развития сетевых педагогических сообществ, как  профессиональной среды подчеркивается в нормативных документах Российской Федерации. Ведущие цели деятельности сетевых сообществ:

•создание единого информационного пространства;

•обмен опытом, поддержка и сотрудничества;

•распространение успешных педагогических практик;

•организация формального и неформального профессионального общения;

инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия

вне Интернета;

•повышение профессионального уровня;

•поддержка новых образовательных инициатив [1, с. 8]. 

Сетевые сообщества практикуют следующие виды коллективной деятельности,

которые достаточно просты в организации:

•общение с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования

(форумы, брифинг-консультации,  обучающие семинары);

•телеконференции, вебинары;

•конкурсы, фестивали, проекты, акции;

•«творческие лаборатории», «творческие мастерские», мастер-классы и др. 

В России в настоящее время успешно действует целый ряд педагогических сообществ и виртуальных объединений учителей-предметников. Их деятельность в сети

осуществляется в двух направлениях:

•деятельность, направленная на учащихся (развитие интереса к предмету, мышления, творчества, коллективизма);

•профессиональная деятельность учителей в сети (направленная на самообразование, повышение квалификации). 

Крупнейшие из них: учительский Интернет-проект «Сеть творческих учителей»

(http://www.it-n.ru/); интернет-проект для учителей «Интернет-педсовет»  (http://

pedsovet.org/); сетевое педагогическое сообщество  «Открытый класс» (http://www.

openclass.ru/); профессиональное сообщество педагогов  «Методисты.ру» (http://

metodisty.ru/); образовательный портал «Мой университет» (http://www.moi-

universitet.ru/); сообщества программы Intel (http://www.iteach.ru/) и др. 

Сетевые сообщества являются практикой для формирования следующих умений:

•Совместное мышление (переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и

значения других людей, других способов конструирования реальности). Познава

тельная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллек

тивный характер.

•Толерантность   (способность посмотреть на событие с другой точки зрения, понять позицию другого человека). 

•Освоение децентрализованных моделей (совместная деятельность не требует

синхронного присутствия ее участников). 

•Критичность мышления (коллективная деятельность множества участников,

участие в дискуссиях, возможность выдвигать, критиковать и видоизменять гипотезы).  

Сетевые педагогические сообщества сегодня – важнейший атрибут формируемого профессионального пространства учителя XXI века. В связи с этим актуализируется

проблема разработки критериев эффективности их деятельности. На основе анализа

источников в качестве основных критериев оценивания эффективности существующих практик сетевого взаимодействия педагогов можно выделить следующие:

•Аксиологическая определенность. 

•Посещаемость сайта (портала).

•Продолжительность деятельности портала (жизненный цикл),

•Разнообразие видов педагогической деятельности.

•Эффективность совместной методической деятельности.

•Праксиологическая направленность.  

•Информативность, контентная насыщенность и проективность.

•Коммуникативная направленность [2]. 

Несмотря на то, что число педагогических сетевых сообществ неуклонно растет, 

существует ряд проблем, влияющих на их эффективность: пассивность, инертность

педагогов, желание преимущественно получать информацию, но не публиковать

свою и др. В ходе опросов учителя называют следующие причины данного явления:

•низкий уровень ИКТ-компетентности;

•большая загруженность;

•негативное отношение к интернету;

•непонимание смысла сетевой педагогической деятельности. В преодолении данных проблем важна роль учреждений повышения квалификации. 

Успешная реализация новых направлений деятельности возможны только на основе использования  положительного опыта внедрения новых подходов к образо

вательному процессу. Современный уровень развития информационных технологий

позволяет не только использовать их в качестве инструмента педагогической деятельности, но  и эффективно осуществлять обобщение и трансляцию инновационного опыта. 

Литература

1.

Головко Т.Г. Образовательный блог как пространство эффективной педагогической деятельности [Текст]: методическое пособие /Т.Г. Головко, И.С. Коновалова.

– Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 20013. -70 с.

2.

Драхлер А.Б. Актуальные проблемы развития сетевых педагогических сообществ

[Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_11_24.html.

 

Категория: Аттестация | Добавил: Vagu | Теги: педагогов, сетевые, сообщества
Просмотров: 3750 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]