07.12.2014, 14:15 | |
Сетевое педагогическое сообщество – новая форма организации профессионально-педагогической деятельности в сети Интернет. Сетевые сообщества предлагают новые формы профессиональной коммуникации в принципиально ином (информационном) пространстве, которое предоставляют участникам следующие возможности: 1) участие в обсуждениях актуальных проблем развития образования; 2) возможность размещения авторских материалов и пользование информационными продуктами, размещенными в библиотеке сообщества; 3) возможности общения (комментарии, обсуждение, форумы, чаты, виртуальные конференции, вебинары, мастер-классы и др.); 4) дистанционное обучение; 5) участие в конкурсах, проектах, фестивалях, акциях; 6) создание собственных электронных страниц (портфолио) др. Важность поддержки развития сетевых педагогических сообществ, как профессиональной среды подчеркивается в нормативных документах Российской Федерации. Ведущие цели деятельности сетевых сообществ: •создание единого информационного пространства; •обмен опытом, поддержка и сотрудничества; •распространение успешных педагогических практик; •организация формального и неформального профессионального общения; инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета; •повышение профессионального уровня; •поддержка новых образовательных инициатив [1, с. 8]. Сетевые сообщества практикуют следующие виды коллективной деятельности, которые достаточно просты в организации: •общение с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования (форумы, брифинг-консультации, обучающие семинары); •телеконференции, вебинары; •конкурсы, фестивали, проекты, акции; •«творческие лаборатории», «творческие мастерские», мастер-классы и др. В России в настоящее время успешно действует целый ряд педагогических сообществ и виртуальных объединений учителей-предметников. Их деятельность в сети осуществляется в двух направлениях: •деятельность, направленная на учащихся (развитие интереса к предмету, мышления, творчества, коллективизма); •профессиональная деятельность учителей в сети (направленная на самообразование, повышение квалификации). Крупнейшие из них: учительский Интернет-проект «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/); интернет-проект для учителей «Интернет-педсовет» (http:// pedsovet.org/); сетевое педагогическое сообщество «Открытый класс» (http://www. openclass.ru/); профессиональное сообщество педагогов «Методисты.ру» (http:// metodisty.ru/); образовательный портал «Мой университет» (http://www.moi- universitet.ru/); сообщества программы Intel (http://www.iteach.ru/) и др. Сетевые сообщества являются практикой для формирования следующих умений: •Совместное мышление (переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности). Познава тельная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллек тивный характер. •Толерантность (способность посмотреть на событие с другой точки зрения, понять позицию другого человека). •Освоение децентрализованных моделей (совместная деятельность не требует синхронного присутствия ее участников). •Критичность мышления (коллективная деятельность множества участников, участие в дискуссиях, возможность выдвигать, критиковать и видоизменять гипотезы). Сетевые педагогические сообщества сегодня – важнейший атрибут формируемого профессионального пространства учителя XXI века. В связи с этим актуализируется проблема разработки критериев эффективности их деятельности. На основе анализа источников в качестве основных критериев оценивания эффективности существующих практик сетевого взаимодействия педагогов можно выделить следующие: •Аксиологическая определенность. •Посещаемость сайта (портала). •Продолжительность деятельности портала (жизненный цикл), •Разнообразие видов педагогической деятельности. •Эффективность совместной методической деятельности. •Праксиологическая направленность. •Информативность, контентная насыщенность и проективность. •Коммуникативная направленность [2]. Несмотря на то, что число педагогических сетевых сообществ неуклонно растет, существует ряд проблем, влияющих на их эффективность: пассивность, инертность педагогов, желание преимущественно получать информацию, но не публиковать свою и др. В ходе опросов учителя называют следующие причины данного явления: •низкий уровень ИКТ-компетентности; •большая загруженность; •негативное отношение к интернету; •непонимание смысла сетевой педагогической деятельности. В преодолении данных проблем важна роль учреждений повышения квалификации. Успешная реализация новых направлений деятельности возможны только на основе использования положительного опыта внедрения новых подходов к образо вательному процессу. Современный уровень развития информационных технологий позволяет не только использовать их в качестве инструмента педагогической деятельности, но и эффективно осуществлять обобщение и трансляцию инновационного опыта. Литература 1. Головко Т.Г. Образовательный блог как пространство эффективной педагогической деятельности [Текст]: методическое пособие /Т.Г. Головко, И.С. Коновалова. – Ростов н/Д.: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 20013. -70 с. 2. Драхлер А.Б. Актуальные проблемы развития сетевых педагогических сообществ [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2009_11_24.html.
| |
Просмотров: 3750 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |