menu
person

Из опыта проектирования, создания и использования электронных учебников в учебно-воспитательном процессе
06.11.2014, 23:52
Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание, вовлекая в процесс обучения слуховую, визуальную и эмоциональную память. От качества разрабатываемых электронных учебников в конечном счете зависит эффектность обучения.

Электронные учебники имеют преимущества по сравнению с традиционными, постараюсь перечислить некоторые из них:

1.являются открытой системой, которую можно в процессе использования корректировать и дополнять;

2.позволяет использовать задания в интерактивном режиме;

3.высокая степень наглядности благодаря использованию гиперссылок, аудио и видеоматериалов, анимации;

4.вариативность проверочных заданий;

5.возможность учителю конструировать и проектировать изучаемый и контрольный материал в рамках образовательного стандарта;

6.позволяет процесс обучения сделать более адаптированным для современного школьника;

7.обучающийся из пассивного наблюдателя имеет возможность самостоятельно получать знания и оценивать свои возможности

В качестве примера позволю себе продемонстрировать рис.1, котором изображена страница электронного учебника «Содержание»,  рис.2 – «Повторим изученное», рис.3. – страница модуля раздела «Взятие Бастилии», созданные с помощью визуального редактора NVU.

Рис.1. Страница «Содержание» электронного учебника «Великая Французская буржуазная революция».

Как видно из Рис.1 в «Содержании» электронного учебника имеются не только разделы изучаемой темы, но и глоссарий, задания для учащихся и список использованных источников. Каждая страница для удобства навигации имеет кнопку «Наверх».

Рис.2. Страница «Повторим изученное» электронного учебника «Великая французская революция».

На рисунке 2 можно увидеть вопросы для учащихся, продемонстрированы варианты занимательных заданий. Данные задания позволят обучающимся не только самостоятельно проверить, но и активизировать знания, тем самым способствовать формированию интереса к изучению истории.

Рис.3. Страница модуля раздела «Взятие Бастилии» электронного учебника «Великая французская революция»

На рисунке 3 можно посмотреть меню навигации электронного учебника «Великая Французская революция».

Электронный учебник должен иметь чёткую структуру и рекомендуется использовать следующие составляющие:

1.титульная страница

2.оглавление

3.контент

4.список использованных источников

5.глоссарий

6.методический аппарат.

 

Можно сформулировать следующие требования к электронному учебнику:

1.наличие информационного блока, содержащего учебный материал. Информационный блок должен завершаться контрольными вопросами, которые позволят ученику определить на сколько прочно он усвоил материал. При использовании тестовых заданий в рамках электронного учебника обязательно должна быть предусмотрена возможность получения информации о результатах тестирования.

2.Все разделы учебника должны быть взаимосвязаны, поэтому по результатам апробации электронного учебника возможна корректировка неудобства в эксплуатации.

3.использование анимации, аудио и видеоматериалов в разумных пределах позволяет активизировать познавательную деятельность и мотивацию к учению школьников.

4.включение в структуру электронного учебника глоссария, а также легенды  условных обозначений (если они предусмотрены автором), чтобы обучающемуся было комфортно осуществлять навигацию по ресурсу и более полно использовать учебный материал.

5.наличие подробных методических рекомендаций по каждому разделу учебника

6.электронный учебник должен отличаться логичностью изложения, качеством технического исполнения.

Электронные учебники позволяют сделать процесс обучения более увлекательным, если педагог использует занимательные задания (пазлы, кроссворды и т.д.). Самое главное, что учителя создавая свой ресурс в рамках образовательного стандарта могут приблизится к идеальному изложению учебного материала, ликвидировав все недочёты традиционных учебников, используя целенаправленно различные компоненты мультимедийных технологий – гипертекст, анимацию, звук, видео и т.д., который позволит учителю сделать познавательный интерес  более привлекательным для его учеников.

В заключение необходимо сказать, что «применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания».

«Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу».

Категория: Методика преподавания | Добавил: Vagu | Теги: учебник, электронный, Word, Nvu, PowerPoint
Просмотров: 4157 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]