menu
person

Обобщение педагогического опыта
07.04.2015, 22:43

МАТЕРИАЛЫ К ОБОБЩЕНИЮ ППО.

 

 

 

 

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта

 

 

  • открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы;
  • педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики;
  • научно-методическая и научно-практическая конференции;
  • педагогическая выставка;
  • педагогические чтения;
  • диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;
  • педагогические экскурсии;
  • семинарские занятия по проблемам педагогики;
  • практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта;
  • педагогические консультации;
  • творческий отчет;
  • самообразование.

 

Памятка по обобщению опыта учителя

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

3. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.

4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.

6. При написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

7. Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения и воспитания детей, молодежи.

 

Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте

  1. Обложка (титульный лист):
  • название учреждения, представляющего материал;
  • заглавие (название представляемого материала);
  • Ф.И.О., должность того, кто представляет материал;
  • год представления материала.

 

2. Информационный лист:

  • сведения об авторе опыта (творческой группе, коллективе): Ф.И.О., год рождения, образование, квалификационная категория и год присвоения, адрес, контактный телефон;
  • сведения о том, какими материалами представлен опыт, их точное местонахождение;
  • сведения о последователях опыта (если они есть), их отзывы и замечания, конкретные адреса распространения передового опыта (Ф.И.О., должность, название учреждения образования).
     
  1. Рецензия.
    Содержит отзывы и замечания эксперта о представленной работе (указать Ф.И.О., должность эксперта).
     
  2. Аннотация.
    Это сокращенное (на 1/3 страницы) изложение содержания материала об опыте в следующей последовательности:
  • представление автора, составителя;
  • основное содержание материала об опыте;
  • читательское назначение материала.
     

Оглавление.
Дает развернутый перечень всех рубрик (разделов, глав, параграфов) соответственно тексту с указанием страниц. В целом оно должно отражать основные аспекты рассматриваемой в работе проблемы.

6. Введение.
Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта с тем, чтобы у читателя создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад каждого автора, а если работа написана коллективом авторов - дать необходимые разъяснения отдельных моментов, объяснить термины, встречающиеся в тексте. Введение не должно повторять аннотацию.

7. Основная аналитическая часть.
Дается изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обосновании должно проявиться авторское отношение к нему.

8. Выводы и рекомендации.
Содержат сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения. Выводы являются очень важным разделом работы и могут носить характер рекомендаций, направленных на эффективное решение рассматриваемых в опыте проблем, или характер прогноза, т.е. опережающего опыта, раскрывающего возможности передового опыта в определении на его основе дальнейшей разработки как отдельных научных проблем, так и теории и практики учебно-воспитательного процесса в целом.

9. Приложение.
Составляется при необходимости. Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить ее дополнением.

Общие требования к оформлению авторских материалов

Материалы (с приложением) оформляются:

  • в папку в виде машинописного текста на писчей бумаге стандартного формата А-4;
  • в виде брошюры, отпечатанной полиграфическим способом.

 

КАРТА объекта по изучению передового педагогического опыта

 

1. Ф.И.О., год рождения_______________________________________________________________


2.Учреждение_______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

3. Должность _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

4. Категория, год присвоения__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
5.Тема работы по обобщению передового опыта, краткая аннотация
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Стадия: * изучение * обобщение * внедрение

7. Кем изучается______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Методические разработки____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Публикации (указать полные данные)__________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
 

Материалы, необходимые при изучении деятельности педагога, носителя передового опыта

 

 

1 Решение педсовета (методсовета) учебного заведения об изучении и обобщении передового опыта работы педагога по конкретной проблеме.

2. Краткая производственная и общественная характеристика работы педагога - носителя передового опыта.

3. Научно-методический анализ проводимой работы, оценка ее результативности.

4. Доклады (тезисы выступлений) педагога – носителя передового опыта на педсоветах, семинарах, научно-практических конференциях и т.п.

5. Подборка творческих работ педагога по совершенствованию методики преподавания и воспитания:
- изложение отдельных тем программы;
- система дидактических материалов;
- сценарии мероприятий и др.

6. Перечень выступлений педагога по обмену опытом работы, индивидуальных консультаций, которые он ведет; участие в работе школы передового опыта, методического объединения.

7. Приложение: материалы по учебному кабинету, образцы конспектов занятий, работы учащихся и др.

8. Публикации об опыте работы.

9. Данные об использовании изучаемого опыта в учебном заведении, районе и т.д.

 

Примерная схема организации, анализа, обобщения, пропаганды и внедрения передового педагогического опыта

Организация передового опыта

Кто организует опыт?

- определение программы, по которой будет организован опыт;
- определение авторов опыта;
- рекомендации учёных, методистов СКИПКРО, ОО, руководителей школы, МО в работе над программой;
- консультации, оказание помощи авторам в работе по проблеме.

 

 

Изучение передового педагогического опыта

Кто изучает?

Методы изучения:
- длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной деятельности;
- ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на практике? Каковы результаты?
- ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном облике, поведении?
- беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной организации учебного процесса.

 

Анализ передового педагогического опыта

Кто анализирует? Что подлежит анализу и педагогической оценке?

  1. Педагогические задачи, цели (правильно ли они поставлены, решены)?

    2. Содержание, приёмы и методы обучения и воспитания:
    а) соблюдается ли принцип формирования мировоззрения, чёткой классификационной позиции;
    б) какими приёмами достигнут положительный результат, нет ли перенасыщения приёмами?
    в) научность методов, соответствие требованиям педагогики и психологии;
    г) выработаны ли умения и навыки?

    3. Деятельность учителя:
    - соответствует ли деятельность учителя задачам, специфике, содержанию темы?
    - как активизируется познавательный интерес учащихся?
    - как активизируется внимание, вырабатывается нужный ритм работы на уроках?
    - как воспитывается трудолюбие?
    - каков стиль работы учителя, педагогический талант?

    4. Деятельность учащихся:
  • как работают?
  •  владеют ли приёмами познавательной деятельности?
  • какие формируются нравственные качества?
  •  способны ли учащиеся всё сделать, освоить?
  • нет ли перегрузки учебным материалом?

 


5. Материальное оснащение деятельности учителя и учащихся.
Какие наглядные пособия и ТСО использовались, рациональность их использования.

6. Результаты обучения:
- умеют ли учащиеся не только воспринимать полученные знания, но и самостоятельно их приобретать? В чём, по мнению и наблюдению учителя, проявляются положительные результаты в развитии и воспитании учащихся?
- обобщение передового педагогического опыта.
- кем обобщён опыт и где?

 

Формы обобщения:

  • рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;
  • доклад на МО, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма, бюллетени;
  • отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);
  • тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);
  • обобщение - описание с методическими выводами.
    Пропаганда и внедрение передового педагогического опыта.
    Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?

Методы пропаганды:

  • устная пропаганда (чтение лекций, докладов на педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях, конференциях);
  • наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий);
  • письменная пропаганда (методические рекомендации автора).

 

 

 

Методические рекомендации как форма описания педагогического опыта

Методические рекомендации - один из наиболее распространённых видов печатной методической продукции, способ выражения и распространения методических знаний. Они издаются обычно в виде брошюры или являются заключительной частью научного отчёта. Это - методическое издание, содержащее комплекс кратких и чётко сформулированных предложений и указаний по актуальной проблеме обучения, воспитания учащихся и управления учреждением образования на основе литературных источников, изученного и обобщённого опыта работы или специально проведенного исследования.
Методические рекомендации создаются для оказания помощи педагогу, педагогическому коллективу в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового практического опыта.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частых методик. Их задача - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определённой группе лиц или деятельности. В методических рекомендациях возможны указания по организации и проведению одного или нескольких видов деятельности, иллюстрирующих методику на практике.
Рекомендации должны иметь адресата: педагога, директора школы, методиста, педагогический коллектив и др. Терминология, стиль, объём методических рекомендаций строго регламентируется с учётом специфики деятельности конкретного адресата.
Подготовленные автором методические рекомендации проходят процедуру подготовки к изданию, установленную в институте приказом ректора.

Оформление методических рекомендаций

- На титульном листе вверху указывается учреждение, которое издаёт методические рекомендации.
- Посередине листа - инициалы и фамилия автора, название издаваемой работы, в скобках необходимо обозначить: "методические рекомендации".
- Внизу указывается место и год издания.
- Содержание оборота титульного листа оформляется сотрудниками редакционно - издательского отдела.

Примерная структура написания методических рекомендаций

1. Вступительная часть. В ней даётся обоснование актуальности, необходимости издания рекомендаций по заявленной проблеме; краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; указывается адресат, которому предназначено издание; разъясняется характер помощи, предложенной в данной публикации.

2. Изложение главного тезиса - общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы.

3. Методические указания по содержанию и организации педагогического (управленческого) процесса.

4. Примерные варианты осуществления эффективных видов деятельности.

5. Описание результатов и перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности.

6. Рекомендации адресату по организации работы, направленной на использование рекомендации в практике деятельности:
- условия, необходимые для внедрения предложенных рекомендаций;
- конкретные действия по определению результатов и их анализу;
- планирование и коррекция работы;
- возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления.

7. Список использованной и рекомендуемой литературы по проблеме.

 

Признаки передового опыта

1. Высокие количественные и, главным образом, качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам:
- сформированность общественной направленности школьника, проявляющейся прежде всего в признаках коллективизма и общественной активности;
- образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их общественности, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков - вычислительных, графических, грамотного письма, и др.). Если же брать эти критерии не только по отношению к учебному процессу вообще, то необходимо отметить такие показатели, как сформированные у учащихся познавательные интересы и потребности, стремление к самообразованию, наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентаций в учебной деятельности;
-воспитанность учащихся (по сдвигам в развитии у них общественно ценных личностных качеств и показателей общего развития). Имея в виду воспитательный процесс в более широком смысле, необходимо добавить такие показатели, как сформированность у учащихся общественно значимых ценностных ориентаций в деятельности, социальных мотивов общения и поведения, активной жизненной позиции, потребности в самовоспитании;
-трудовой опыт, т.е. стремление и наличие необходимых умений в различных видах деятельности, практические навыки в выполнении трудовых операций (их количество, качество, скорость), умение анализировать процесс и результат конкретного труда, самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой, рациональный подход к делу, коррекция в организации труда, высокое качество материальных (вещественных) результатов трудового процесса, рабочей операции.
2. Оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся, и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других, не менее важных образовательных и воспитательных задач).
3. Устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование. Даже значительные успехи педагога в учебно-воспитательной работе, продолжавшиеся короткий срок и впоследствии не повторенные, трудно отнести к передовому опыту.
4. Возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другим, расширения этого опыта до массового.
5. Перспективность опыта. Передовой опыт всегда имеет будущее, перспектива его развития очевидна.
6. Научная обоснованность опыта. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но, в любом случае, такой опыт всегда будет иметь научную основу. Одна из задач обобщения передового педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование.
При наличии этих признаков данный опыт следует причислить к передовому, но затем надо еще измерить, в какой степени каждый признак проявляется. Так, о познавательных интересах учащегося, сформированных в результате особого подхода преподавателя к нему, можно говорить по таким признакам, как активность школьника на конкретном уроке, круг внеурочного чтения, участие в предметных олимпиадах, конкурсах, регулярное слушание и просмотр теле- и радиопередач. Мерой при этом могут быть, в частности, точность и полнота ответов на вопросы преподавателя, число дополнений к ответам товарищей на уроке (по собственной инициативе), вопросов к преподавателю, участие в олимпиадах, число и качество решенных конкурсных задач (число и степень трудности нерешенных), число обращений учащегося к преподавателю за консультацией и содержание его вопросов, число и содержание выступлений школьника перед товарищами с информацией, докладами (во внеурочное время) и, наконец, общая эрудиция учащегося, знание им материала, выходящего далеко за пределы учебного курса.
Передовой педагогический опыт- это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это высокое мастерство учителя, т.е. такая работа, которая дает наилучший педагогический результат. В данном случае речь идет об опыте, который может и не содержать в себе чего-то нового, но, основанный на успешном применении научно и практически доказанных принципов и методов, он является образцом для тех учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством.

 

Сущность передового педагогического опыта


Реформирование современного образования и воспитания во многом зависит от профессионализма специалистов, работающих в данной системе. Демократизация учебного заведения предполагает раскрытие потенциальных возможностей каждого педагогического работника, внимание к передовому опыту работы, поощрение инициативы.
Под понятием «передовой опыт» надо понимать новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, дающие высокий результат и соответствующие современным требованиям, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Деятельность методической службы в учреждениях образования направлена на координирование и поддержание качества образовательного процесса, основанного на новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.
Критерием эффективности научно-методической работы является готовность и способность каждого педагога к инновационной деятельности.
Квалифицированный педагог отличается:

-высокой профессиональной компетентностью;
-самостоятельностью суждений;
-умением прогнозировать (ставить цель);
-проектировать (определять приоритетные задачи);
-программировать (видеть в полном объеме содержание педагогической деятельности);
-планировать и организовывать творческую деятельность свою и воспитанников (создавать оригинальные технологии обучения и воспитания);
-анализировать (соотносить продукт деятельности с предполагаемым результатом);
-оперативно принимать решения (совершенствовать свое мастерство и стимулировать творчество учащихся).

Сегодня чрезвычайно актуальна задача объективной оценки инновационных процессов в развитии образовательных и воспитательных систем учебных заведений, экспертной оценки авторских методик, педагогического опыта, квалификации профессионального мастерства педагога.
В решении данной проблемы основными являются следующие характеристики педагогического опыта: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.
Педагогический опыт как результат практики является критерием истины: он либо подтверждает, либо отвергает те или иные нововведения. Этот опыт, как правило, результат творческих поисков педагогов, в нем сливаются воедино творческое, новаторское и в то же время традиционное начала.
Бывает и так, что некоторые учителя не отличают педагогическую проблему от педагогической задачи. Так, преподаватель, желая добиться высоких результатов по своему предмету, проводит дополнительные занятия, задает много, сверх нормы, домашних заданий. Эта работа может принести сиюминутный хороший результат (т.е. будет решена текущая педагогическая задача), но при этом упускается более важная педагогическая проблема: воспитание у учащихся познавательных интересов и потребностей, формирование общественно ценных мотивов учения (эта проблема, возможно, даже не осмыслена учителем).
Следует отметить, что новое - это не гарантия передового опыта. Массовое применение каких-то форм, методов и приемов также ненадежный показатель передового опыта. Иногда за передовое выдаются псевдоноваторские и псевдопедагогические приемы, например, стремление заменить преподавателя техническими средствами там, где такая замена не оправдана; стремление любой ценой добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, в частности, заменой «второстепенных»» уроков «главными»; диктаторские приемы воздействия на учащихся; завышение реальных показателей успеваемости и т.п.
Иные преподаватели добиваются высокой успеваемости по своему предмету за счет дополнительных занятий; отмечая добросовестность такого педагога как его достоинство, в то же время нельзя не видеть, что это не единственный и не главный признак мастерства и тем более не передовой опыт. Отдельные учителя как бы невзначай интуитивно находят оригинальное решение некоторых сложных задач учебно – воспитательной работы. Хотя интуиция – это результат длительной практики, но и она не становится основой передового опыта, не представляет собой какой-либо системы, а проявляется как бы в момент «педагогического озарения» преподавателя.
Для выявления степени эффективности педагогического процесса и его оценки надо иметь критерий, в котором определены: признаки объекта, мера для определения того, в какой степени выражен тот или иной признак у данного объекта, и точка отсчета (чтобы измерять что-то, необходимо иметь такую точку). Без этих компонентов нет надежного критерия и, значит, невозможна объективная оценка педагогического опыта.
По степени обобщенности можно выделить две группы критериев: первая группа – это те критерии, которые относятся к общепедагогическим (например, критерии проблемного обучения), вторая – критерии, которые касаются передового опыта как частного случая общепедагогических критериев (например, критерии проблемного обучения применительно к разным учебным предметам, в разных классах).
Прежде чем приступить к изучению и обобщению передового педагогического опыта, необходимо четко обозначить тему, которая подлежит изучению, и цель, которая ставится при этом. Важно определить критерии передового педагогического опыта. Незнание или игнорирование их приводит к тому, что популяризуется опыт учебного заведения, педагога, воспитателя, однако информация о нем состоит лишь из рассуждений, а то, как влияет деятельность учителя, воспитателя на формирование личности ученика, что в его работе представляет несомненный интерес, остается невостребованным (незамеченным).
После четкого определения темы выбирают объект изучения. Носителем передового опыта может выступать любой член педагогического коллектива учебного заведения вне зависимости от занимаемой должности, а также коллектив педагогов (творческая группа, работающая над решением определенной педагогической задачи, методическое объединение, учебное заведение в целом).
Планировать такую работу не просто – ее нельзя выразить в количественных показателях. Но включать в план конкретные операции целесообразно, т.к. составление плана систематизирует работу с передовым опытом.
Передовой опыт не имеет сроков службы: он сохраняет значимость, пока полезен.
Опытом надо уметь распорядиться. Его можно омертвить, игнорировать, однако можно и заставить работать, развиваться, обогащать практику. Для этого требуется, чтобы действия методических служб по выявлению, анализу и обобщению, распространению, внедрению передового опыта велись в комплексе, планомерно, активно.
Хорошо продуманный план облегчает работу того, кто будет обобщать передовой опыт. На организационном этапе решаются также вопросы о сроках выполнения и ответственных, формах подведения итогов планируемой работы, адресе представления материалов. Правильность и глубина последующих выводов и обобщений во многом будет зависеть от качества фактического материала, от того, насколько объективно он отражает действительность. Необходимо определить состав рабочей группы по изучению передового педагогического опыта, желательно, чтобы в состав группы входил и педагог – носитель опыта.
Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости добрать его, провести практическую проверку полученных результатов.
Задача описания передового опыта – показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.
Выявленный и обобщенный опыт разумно анализировать коллективно, гласно, с участием компетентных специалистов: коллектив скорее примет верное решение, сделает объективные выводы.

Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы:

Наблюдение (применяется как прямое (осуществляется в процессе непосредственной работы), так и косвенное (путем ознакомления с учебно-производственной документацией и др. материалами). Объектами наблюдения могут быть: отдельные стороны работы учащихся и деятельности педагога, качество выполнения планируемой работы, уровень усвоения знаний учащимися, сформированность определенных умений и навыков, проявление индивидуальных умений и навыков, проявление индивидуальных особенностей и их роль в формировании творческой личности; дидактические условия, способствующие развитию творческого мышления учащихся, организации их деятельности, наличие средств обучения). Метод наблюдения принесет определенные результаты, если изучение опыта будет всесторонним, объективным и обоснованным.

Беседа (ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Беседа, как и наблюдение, проводится в условиях учебно-воспитательного процесса. Ответы могут даваться в устной и письменной форме. Результаты беседы анализируются.

Анкетирование (помогает выявить у учащихся знания, умения и навыки, их отношение к участию в учебно-воспитательном процессе, педагогу в целом и т.д. Метод анкетирования дает возможность изучить большое количество участников процесса и получить о них обширную информацию).

Тестирование (выявляет наличие или отсутствие у учащихся знаний, умений и навыков, выполнение ими серии заданий диагностического характера).

Изучение продуктов деятельности (изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности).

Эксперимент (может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим). Проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта. Задача того, кто обобщает передовой опыт, заключается не только в том, чтобы фиксировать чужие достижения, автоматически применяя их. Необходимо создавать оригинальный опыт, применительно к местным условиям, разрабатывать рекомендации по совершенствованию практики, т.е. управлять передовым опытом (а это значит, что необходимо изучать и заимствованный опыт, организовав его экспериментальную проверку в двух-трех (и более) учреждениях образования).

Обработка фактического материала (осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а затем обобщения, установления определенных закономерностей).

Используя перечисленные методы обработки фактического материала, передовой опыт может быть обобщен в следующих формах:

· доклад, статья, отчет;

· буклет, плакат, листовка;

· кинофильмы, диапозитивы, диафильм;

· видеозапись, магнитофонная запись;

· методические разработки и др.

Прежде чем приступить к обобщению передового педагогического опыта, необходимо уточнить полученные данные и конкретизировать их, проанализировать фактический материал и при необходимости дополнить его, провести практическую проверку полученных результатов.

Задача описания передового опыта - показать, чем именно он полезен, побудить к повторению и распространению инновации.

 

Критерии передового опыта

1.Результативность работы:
-высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников;
-оптимальный уровень управленческой деятельности.

2.Актуальность и социальная значимость:
-эффективное решение учебно-воспитательных задач;
-усовершенствование содержания управленческой деятельности.

3. Новизна опыта:
-новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;
-успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт;
-рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.

4.Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата (например, все усваивается учащимися на уроке).

5.Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.

6.Преемственность.

7.Перспективность:
-всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.

8.Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.

 

 

Основные этапы изучения и обобщения педагогического опыта


1 этап. Организационный.
Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах педагогической науки.

2 этап. Теоретическая и практическая подготовка.
Поисковая работа: выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследований, изучения и обобщения опыта.

3 этап. Накопление фактического материала.
Составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта. Окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения.

4 этап. Обработка фактического материала.
На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).

5 этап. Оценка изученного опыта и принятие решений.
Описанный опыт осмысливается. Сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.

6 этап. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.
Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п.

 

Категория: Методика преподавания | Добавил: Vagu
Просмотров: 6454 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]