menu
person

Урок мужества, посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны
[ Скачать с сервера (37.5 Kb) ]14.10.2014, 00:34

УРОК МУЖЕСТВА, посвященный 100-летию начала Первой мировой войны

 

Классный час для обучающихся 9 класса «Великая и забытая»

Автор: Вагу Мария Викторовна,

 учитель истории и обществознания

БМШ

Цель: создание условий для формирования личностной патриотической позиции.

Планируемые результаты.

Личностные:

1)  формирование основ гражданской  идентичности;

2)  формирование мотивации и интереса к изучению истории России;

3) формирование активной жизненной позиции, гражданского самоопределения, стремления к личной самореализации

4) Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде

Метапредметные:

1) умение определять историческое значение завершенной цепи событий;

2) умение добывать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию, полученную из различных источников;

3) умение делать обобщения;

4) умение осмыслить сущность патриотизма и формы его проявления на примере истории Первой мировой войны.

5) формировать убежденность в необходимости совместной борьбы за сохранение мира

Предметные:

1) усвоение учащимися фактических сведений о Первой мировой войне, официально принятых оценок и поступков людей; понять сущность Первой мировой войны, ее особенности, глобальное влияние на ход развития человечества. Установить место войны в ряду событий XX века.

2) умение оперировать историческим материалом.

3) развитие умений поиска необходимой информации, анализа документального материала, обоснование своей точки зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Класс разбит на 3 группы, 3 ведущих мероприятия из числа обучающихся в классе

 

Ход мероприятия

 

Учитель: Первая мировая война (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества.

В Российской империи ее называли Великой или Второй Отечественной войной

Первая мировая война долгое время была в России забытой войной, несколько десятилетий в школьных учебниках её называли империалистической и память о ней поглотили бурные революционные события и Гражданская война. В нашей стране нет памятников и воинских мемориалов,  посвященных Первой мировой войне и несправедливо забыты герои.

Память о забытой войне начинает возрождаться в нашей стране и 1 августа официально объявлен Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне.

Всё же Вас Россия вспомнит

Через сотню всяких лет.

Внук и правнук гордо скажет:

«Я ГОРЖУСЬ ТОБОЮ, ДЕД!!!»

 

Ведущий 1. (Слайд 2.)

Террорист Гаврило Принцип

В Сербии убил австрийца –

И австрийца не простого,

А наследника престола!

Ведущий 2. (Слайд 3.)

В гневе Австро-Венгрия

Бросилась на Сербию.

Сербия была мала

Защититься не могла.

Ведуший 3.(Слайд 4.)

И тогда она Россию

Заступиться попросила.

Немцы с Австрией дружили,

И на нас напасть решили.

Ведущий 1.(Слайд 5.)

Так война как снежный ком,

Покатилась кувырком:

Тридцать восемь стран дрались,

Реки крови пролились.

Учитель: Первая мировая война длилась 51 месяц и 2 недели и охватила территории Европы, Азии и Африки, акватории Атлантики, Северного, Балтийского, Чёрного и Средиземного морей. В войне участвовало две трети населения земного шара. Численность воюющих армий превысила 37 млн. человек. Общее количество мобилизованных в вооруженные силы составило около 70 млн. человек. Протяжённость фронтов составляла до 2,5-4 тыс. км. Людские потери сторон составили около 9,5 млн. убитыми и 20 млн. ранеными.

 

Анализ документа (работа в группах с пакетом раздаточных материалов):

Группа 1. «Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей» (Г.Уэллс)

Выскажите предположение, как в начале ХХ века было организовано обучение истории в ведущих европейских странах? Что такое пацифизм, национализм, шовинизм?

Группа 2. «Сколько раз я спрашивал в окопах, из-за чего мы воюем, и всегда неизбежно получал ответ, что какой-то там эрцгерцог с женой были кем-то убиты, а потому австрияки хотели обидеть сербов. Но кто же такие сербы – не знал почти никто, что такое славяне – было также темно, а почему немцы из-за Сербии вздумали воевать – было совершенно неизвестно. Выходило, что людей вели на убой неизвестно из-за чего, по капризу царя» (из воспоминаний А.А. Брусилова).

О чем свидетельствует документ? Предположите, какие последствия могло иметь данное отношение к войне.

Группа 3. «Согласно поверхностной моде нашего времени, — писал Черчилль, — царский строй принято трактовать как слепую прогнившую тиранию. Но разбор 30 месяцев войны с Германией и Австрией должен был исправить эти легковесные представления. Силу Российской Империи мы можем измерить по ударам, которые она вытерпела, по бедствиям, которые она пережила, по неисчерпаемым силам, которые она развила… Держа победу уже в руках, она пала на землю заживо, пожираемая червями» (У.Черчилль)

О чем свидетельствует документ? О каких событиях российской истории написал автор?

Слайд 6.

Практикум.

1. Определите какие страны преследовали следующие цели в войне:

-сохранение империи «где никогда не заходит солнце»

-взять реванш за поражение во франко-прусской войне

-утвердить господство на Балканах

-остановить германскую экспансию

-раздел Османской империи

-борьба за передел мира (группа 1)

2. Как вы думаете, началась бы война, если бы Гаврила Принцип не убил эрцгерцога Франца-Фердинанда? (группа 2)

3. Что можно сказать о характере, начавшейся войны, для кого она была справедливой, а для кого – несправедливой? (группа 3)

Слайд 7.

Учитель: Начало Первой мировой войны вызвало взрыв патриотических чувств, и стихотворение Городецкого – лишь одно из многих тому подтверждение. В крупных городах прошли многолюдные демонстрации под лозунгом «Война до победного конца!» Некоторые из них сопровождались немецкими погромами. На волне антигерманских настроений указом царя Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96 % подлежащих призыву, в основном это были крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись знаменитые поэты, артисты, художники. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. Пример подавали императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна.

Стихотворение С. Городецкого «Подвиг войны» (1914 г.)

 

Не первый вечер пели волны

В народном море, и стонал

Стихийный ветер, мощи полный,

И к небу гимн летел, как вал;

Опять на небе пламенела

Заря, невиданно ясна,(ведущий1)

Когда из вражьего предела

Домчалась весть войны. Война!

Война! Война! Так вот какие

Отверзлись двери пред тобой,

Любвеобильная Россия,

Страна с христовою судьбою!

Так приими ж венец терновый

И в ад убийственный сойди (ведущий 2)

В руке с мечом своим суровым,

С крестом сияющим в груди!

Прости, несжатый, мирный колос!

Земля родимая, прости!

Самой судьбы громовый голос

Зовет Россию в бой идти. (ведущий 3)

 

Слайды 8 – 14

Проблемный вопрос

В исторической науке ведутся споры о том, какой из фронтов Западный или Восточный является основным. Подумайте, по каким критериям можно определить основной фронт. (Ответы групп на проблемный вопрос)

Слайд 10.

Ведущий 1. Оборона крепости Осовец. Ее еще сравнивают с обороной Брестской крепости во время Второй мировой войны.

Обойти крепость было невозможно, кругом одни болота. Немцы обстреливали крепость в течение недели. Командование просило продержаться защитников крепости хотя бы 48 часов. Крепость стояла еще полгода. В конце концов, против защитников крепости были применены отравляющие газы. Противогазов у русских солдат не было. Когда германские цепи подошли к русским окопам, им на встречу в штыковую контратаку поднялись выжившие защитники, чуть больше 100 человек. Еле держась на ногах, они все-таки пошли в бой, который, казалось бы, уже проигран. Вид их был ужасен. Со следами химических ожогов на лицах, обмотанные тряпками. Неожиданность атаки и вид противника ввергли германцев в такой ужас, что они сломались. 7000 человек стадом ринулись назад, затаптывая своих. Запутавшись в проволочных заграждениях второй линии окопов, многие из них погибли от шрапнели русских батарей.

Атака защитников крепости Осовец 6 августа 1915 года получила в истории название «Атаки мертвецов». Тогда появилась знаменитая крылатая фраза «Русские не знаются».

Просмотр видео «Атака мертвецов» (песня Вари Стрижак «Русские не сдаются»).

http://www.youtube.com/watch?v=l-6EfP9Iykw

Слайд 14.

Россия не потерпела в Первой мировой войне военного поражения, ее выход из войны в 1918 году был обусловлен развитием революционных процессов после февраля 1917 года. Российская армия и с крупными поражениями, и с блестящими победами.

Анализ исторических фактов (работа в группах с пакетом раздаточных материалов).

В исторической науке существовала точка зрения о поражении России на фронтах Первой мировой войны из-за недостаточной помощи западных союзников. Проанализируйте приведенные ниже факты и выскажите свою точку зрения.

-Внешний долг России союзникам вырос в два раза за время войны и составил к 1917 г. 8 млрд. рублей.

-В высших сферах России ходила поговорка: «Англия готова биться с немцами до последней капли крови русского солдата».

-В 1914 и в 1916 гг. Россия вынуждена была начать военные действия, несмотря на свою неготовность, чтобы оказать помощь союзникам. В 1915 г. Франция не начала крупного наступления в помощь русской армии.

Слайд 15.

Ведущий 2. Простой донской казак, служивший в 3-м Донском полку, смог за несколько дней превратиться в национального героя. Его имя гремело по всей России, о нем выходили статья и книги, ему посвящались стихи и песни. Он стал для современников живым Ильей Муромцем, живым примером казачьей удали и храбрости, наполнив сердца современников гордостью за тех чудо-богатырей, которых рождала Земля Русская. Он стал первым георгиевским кавалером за то, что в одном бою, по распространенной версии, собственноручно убил 11 немцев.

Слайд 16

Ведущий 3. 26 августа (8 сентября) 1914 года авиатор штабс-капитан Петр Иванович Нестеров применил первый воздушный таран в небе у города Львова. К сожалению, оба пилота погибли. Нестеров известен также и тем, что 9 (22) сентября бросил вызов самой смерти, совершив в небе над Киевом «мертвую петлю», которая позже получила название «петля Нестерова».

Слайд 17

Учитель: Сестра милосердия Римма Иванова - единственная в России женщина, награждённая военным орденом Святого Георгия 4-й степени

Просмотр видео http://www.youtube.com/watch?v=B5cXRy7Hqo0

Слайд 18

Ведущий 1.Женские батальоны были созданные Временным правительством, главным образом с пропагандистской целью — поднять патриотический настрой в армии и устыдить собственным примером солдат-мужчин, отказывающихся воевать.

Участие женщин в войне нельзя назвать нормальным явлением, но и нельзя недооценить их огромный вклад.

19 июня 1917 года в Петрограде был создан  батальон смерти — особое воинское подразделение, бойцы которого обязаны были сражаться до последнего. Отличием его от остальных подобных формирований было то, что состоял он исключительно из женщин… Инициатором создания женского батальона была простая русская крестьянка из Новгородской губернии, а с 1915 года - военнослужащая Мария Бочкарева. Женщина в погонах вызывала насмешки, но её храбрость в бою принесла ей всеобщее уважение.

За ней закрепилось прозвище «Яшка». Она ходит в разведку, вытаскивает раненых под огнем, участвует в штыковых атаках, несет наравне с мужчинами всю тяжесть боевой службы. На её груди заслуженные награды - все четыре степени Георгиевского креста и три медали.

Слайды 19-21

Участниками Первой мировой войны были не только женщины, но и Ваши сверстники.

Кто в Герои? Я в Герои!

Васька, Петька, Родион.

— И меня, — сказала Маша.

— Ты же барышня, пардон!

 

Что же с Родиной случилось?

Куда едет детвора?

Это кайзер зубы щерит,

То Великая война!

 

Кто в разведчики стремится,

Кто-то в госпиталь помочь.

С поездов снимают сотни

Маловозрастных бойцов.

 

Эх, ребятки, вам бы дома

Книжки всякие читать,

Но уже с врагом «знакомы»,

Унтер бравый вам как мать. (ведущий 1)

Кто подносчиком снарядов,

Кто разведчик в егерях,

Кто в Брусиловском прорыве

Отличился и в «крестах»

 

Ну а Родя Малиновский

Капитан – усатый ротный

Вам отец родной в бою.

«Ваше бродь» — ему, –Так точно,

— отвечаете в строю.

 

От врагов Париж спасал.

В Иностранном Легионе

Он сержантом даже стал.

 

Много вас ребята было,

Вы — геройские мальцы,

Но не все живые к маме

Возвернулись, беглецы. (ведущий 2)

 

 

Интересные факты из истории Первой мировой войны

Ведущий 1. - Идея боевого применения подводного флота впервые была высказана Леонардо да Винчи. Впоследствии он уничтожил свой проект, так как опасался разрушительных последствий такой войны.

- Во время Первой Мировой писательница Агата Кристи работала медсестрой в военном госпитале. Позже работала в аптеке, потому хорошо разбирается в ядах и много убийств в ее книгах были совершены именно с помощью ядов.

Ведущий 2. -  Самое известное произведение Джона Толкиена было задумано на полях Первой мировой войны. Он был офицером Ланкаширского полка, участвовал в одном из самых крупных сражений на реке Сомме, а затем больше года провел в госпитале. Здесь он и сделал первые наброски произведения «Властелин колец».

- Животные давно использовались человеком на войне. Первая Мировая не стала исключением. Весьма полезными птицами были голуби, которые использовались для передачи писем и приказов. Самый известный "пернатый вояка" — голубь №888, перенесший за годы войны сотни важнейших донесений. Это единственная птица, удостоенная воинского звания полковника и похороненная со всеми воинскими почестями.

Ведущий 3. - В окопах можно было часто встретить кошек. Солдаты брали в окопы кошек, которые были как бы детекторами из-за своего острого нюха и предупреждали об очередной газовой атаке. Для тех же целей — контроля за чистотой воздуха — во время Второй мировой "котов-матросов" брали на борт субмарин.

- В 1912-1913 годах Василий Иванович Агапкин под впечатлением от событий Первой Балканской войны, написал русский марш «Прощание славянки». Этот марш был очень популярен во время Первой мировой войны. Он является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, плач подруги, военную службу.

Анализ исторических источников

Первая мировая война оставила много о себе воспоминаний в том числе плакаты, карты-карикатуры. Давайте проанализируем их (пакет раздаточного материала дублирует иллюстративный материал слайдов, которые демонстрируются после обсуждения задания во время выступления группы).

1 группа

2 группа

3 группа

Докажите, что плакат является историческим источником времен Первой мировой войны

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Докажите, что карта-карикатура иллюстрирует события Первой мировой войны

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

 

Слайд 31-36

Какие памятники, посвящённые Первой мировой войне были созданы в России?

Слайд 37

Учитель: Первая мировая война 1914-1918 годов − одно из крупнейших, переломных событий мировой истории. Этот беспрецедентный по масштабам катаклизм привел к потере миллионов человеческих жизней, падению нескольких могущественных империй, становлению новых национальных государств, коренным переменам в системе международных отношений. Он предопределил весь последующий ход событий, включая Вторую мировую войну. Как отмечал американский политолог Дж.Кеннан, «все, что произошло в мире в ХХ веке, вышло из Первой мировой».

 

Для России как одного из ключевых государств – участников войны она обернулась самыми трагическими последствиями. Страна была ввергнута в хаос революции и гражданской войны. Мы никогда не должны забывать массовый героизм русских воинов, из которых около двух миллионов погибло на полях сражений и около четырех миллионов пострадало от ран.

Рефлексия

Обучающимся предлагают составить синквейн к словам война и мир

Что нового Вы узнали на классном часе?

Может ли человечество обойтись без войны?

Какие права человека нарушает война?

 

Использованные источники

1. http://www.tlttimes.ru/blog/106205.html

2. https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FHFvHRdY7JJ7Z5Hp3SF%2FGrrKFlZ7WUKuq7Xh%2Ft2WXRiI%3D&name=%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%201%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0.pdf&c=54305a40d1ba

3. http://www.youtube.com/watch?v=l-6EfP9Iykw

4. http://1914.histrf.ru

5. http://1914-18.ru

6. http://vandeya.ru/blog/archives/289

 

Категория: История 9 класс | Добавил: Vagu | Теги: урок, классный час, документы, анализ, Первая мировая
Просмотров: 5175 | Загрузок: 1918 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]