05.07.2015, 23:44 | |
1.«Кружок Станкевича» (1831-1839).
Состав/Структура: Н.В. Станкевич – писатель, организатор и глава кружка. Михаил Бакунин, Виссарион
Устав/цель: Распространение идей диалектики Гегеля, проповедь просветительско-гуманистских идеалов, путем журналов «Телескоп» и «Московский наблюдатель». В кружке рассматривались проблемы философии, истории; защищалась идея свободы человеческой личности. «Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Международные споры могут быть решены путем войн. Война высвобождает и проявляет дух нации» - гласила философия Гегеля. До восстаний конечно не дошло, но идеи прошлого и бурного будущего созревали.
Причина развала: Станкевич заболел туберкулезом, уехал за границу в 1837г., кружок распустили.
2.»Кружок Герцена и Огарева» (1831-1834гг.) Состав/Структура: Помимо упомянутых, уже известный М. Бакунин, и студенты Московского Ун-та, 11 человек: Е.И. Сазонов, Н.М. Сатин, А.Н. Савич В.В. Пассек и др.
Устав/Цель: Герцен и Огарев были дальними родственниками и в 13 лет, по преданию наслышавшись о подвигах декабристов, поклялись отдать свою жизнь в борьбе за свободу народа, при этом оба они получили дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы (Шиллера в частности), но что конкретно они собирались делать тогда неизвестно, но их время еще придет...
Причина развала: В 1834 г. все члены кружка были арестованы. Герцен был сослан в Пермь, а оттуда в Вятку, где и определен на службу в канцелярию губернатора. За устройство выставки местных произведений и объяснения, данные при её осмотре наследнику (будущему Александру II), Огарева выслали в Пензу. Герцен, по ходатайству Жуковского, был переведён на службу советником правления во Владимир. Николай 1, после того случая с декабристами, более не хотел допускать никакого вольнодумия, потому, всех подозрительных надлежало арестовывать, не дожидаясь повторения бунта, кроме того ужесточили правила приема в университеты - требовалось поручительство «о непринадлежности к тайным обществам».
3.» Западники и Славянофилы» (с 1830г.). В 1840 году Герцену было разрешено возвратиться в Москву. Здесь он встретился с остатками кружка гегельянцев Станкевича, в частности с Белинским, защищавших тезис полной разумности всякой действительности. Герцен тоже принялся за Гегеля, но из основательного изучения его вынес результаты совершенно обратные тем, какие делали сторонники идеи о разумной действительности и назвал его «алгеброй революции». Между тем, в русском обществе сильно распространились, одновременно с идеями немецкой философии, социалистические идеи Прудона, Кабе, Фурье, Луи Блана. Большая часть бывшего кружка Станкевича сблизилась с Герценом и Огаревым, образуя лагерь западников; другие примкнули к лагерю славянофилов.
Состав/Структура: Западники - П. Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Х. Кетчер, В. П. Боткин, П. В. Анненков, Е. Ф. Корш , К. Д. Кавелин, Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин. Славянофилы - основоположником кружка славянофилов и главным его идеологом в России был литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.
Спор западников и славянофилов заметно сказался на развитии славянской общественной мысли и на последующих революционных кружках. Среди славянофилов можно назвать «Кирилло-Мефодиевское общество» в Киеве (1845-1847гг.) под руководством Тараса Шевченко, целью которого было ликвидация крепостного права, нац. освобождение Украины, с тем, однако, чтобы создать Всеславянскую федеративную республику! В состав предполагалось включить: Россию, Чехию, Сербию, Болгарию, столицу перенести в Киев (почти, как моя идея, только они много стран пропустили). Их сдал один из новичков, участников арестовали и сослали.
Цель: Славянофилы, как 1-е националистическое общество России, объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли православия, как единственно истинного христианского вероучения. Пытались показать, что западноевропейская цивилизация имеет тупиковый, ущербный, бездуховный характер. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам. Западники отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России, и идти проторенным европейским путем развития, предлагали католичество или атеизм.
Методы: прокламации – излюбленный способ практически всех революционеров. Крупнейшим печатным органом русских западников стал журнал «Отечественные записки», возглавляемый Виссарионом Белинским. Статьи славянофилов выходили в «Москвитянине», а также в различных сборниках — «Синбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847, 1852). Славянофилы распространяли записку «о Старом и Новом» Шишкова: «Отколе, — спрашивал он, — родилась неосновательная мысль сия, что славенский и русский язык и нравы различны между собой? … Воспитание должно быть отечественное, а не чужеземное» и т.п.
4. «Кружок Белинского» с 1842г. Состав: Белинский создал свой более узкий кружок западников (туда входили практически все западники).
Цель: более всего они опирались, как и многие другие, начиная с декабристов на догматы Великой Французской революции. «Феодальная эксплуатация вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством. Всякий раз, когда оно отстаивало старые привилегии, оно встречалось с либеральной оппозицией». Т.е. было решено сделать также либеральную оппозицию по освобождению крестьян.
Робеспьер – герой той революции, (на которого я по тесту более всего похожа) видел во власти феодалов врагов свободы. «Истина, свобода и общество» (позже вытекшее в «Свободу, равенство, братство»), говорил он, для него дороже жизни, против которой, были уже направлены «тысячи кинжалов». «Мы все умрем с тобою», восторженно воскликнул Камилль Демулен. Робеспьеру отсекли голову на гильотине, других ждала не менее удручающая участь. Тем не менее, эту волю к свободе народа, назвали социализмом, и в буквальном и даже преувеличенном виде за нее взялись русские дворяне и писатели.
О религии, Белинский говорил так: «в словах Бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут», т.е. шел процесс от отвержения Бога до атеизма. «Он верил (гораздо слепее Герцена, который, кажется, под конец усомнился), что социализм, почерпнутый у французов, не только не разрушает свободу личности, а, напротив, восстановляет её в неслыханном величии, но на новых и уже адамантовых основаниях» - говорил Ф.М. Достоевский о Белинском. Достоевский очень любил Белинского, по его словам, но не настолько, чтобы разделять идеи социализма, пока. Тем не менее часто посещал его вечера с идеями «чистого искусства»
Методы: Широко прославилось «Письмо Белинского к Гоголю» 1847г., которое использовалось, как народная прокламация и другими тайными обществами, с призывами более активного действия: «Борьбу за лучший мир нельзя сводить только к самосовершенствованию, ибо это может привести к торжеству зла. Самые живые современные национальные вопросы в России теперь: уничтожение крепостного права, отмена телесного наказания. Самодержавие не так красиво и не так безопасно, как оно кажется Гоголю из прекрасного замка». Это письмо писалось им заграницей в лечебнице, там же он встретился снова с Бакуниным и Герценом, которые начинали разворачивать освободительную деятельность оттуда, дабы 3-е отделение их больше не ссылало.
Причины развала: в мае 1848 г. Белинский умер от туберкулеза, под конец жизни, говорят раскаивался в своих убеждениях. Управляющий 3-м отделением Л.В. Дубельт огорчившись этим фактом, заявил, что «очень жаль, что его не удалось сгноить в крепости». Студентов исключили из университетов, прочих сослали.
5. «Петрашевцы-Дуровцы» (1844-1849г.) Состав/Структура: М.В. Петрашевский, С.Ф. Дуров, В.Н.Майков, Ф. и М. Достоевские, М.Е.Салтыков, А.В. Ханыков, Н.Я. Данилевский, А.Н. Плещеев, Н.А. Момбелли и пр., а также поздно присоединившийся Н.А. Спешнев – лидер левого крыла. Принимались уже не только дворяне, но и «всякие разночинцы». Петрашевский, служащий в министерстве иностранных дел, познакомился как-то с Достоевским и сманил его у Белинского философскими идеями Ш. Фурье – еще одного французского реформатора, который мечтал о свободе труда, свободе женщин и т.п. Но сгубило их не это… Н.А. Спешнев, который учился когда-то с Петрашевским в Царскосельском лицее, славился своей красотой и байроновским характером.
Жизнь его окружала куча сплетен, в 1842 году, он сбежал с женой своего друга за границу в Швейцарию, где она, то ли отравилась, то ли умерла после вторых родов, а Спешнев с отчаянья принялся за благоустройство общества. Познакомился там с Бакуниным и Герценом, которые в свою очередь, уже были осведомлены об идеях К.Маркса и Ф.Энгельса, не говоря уже об идеале Французской революции. Спешнев придумал «Русское тайное общество», объявил себя коммунистом и атеистом. И вот в 1847 вернулся и стал переманивать к себе людей Петрашевского. Официальным подпольным лидером Спешнев сделал Дурова, а сам стал «тем, кого нельзя называть», Достоевский, как вспоминает его психиатр, просто бредил Спешневым: «Я с ним и его» (в общем, он воплотил его в Ставрогине, как я уже неоднократно упоминала).
Также присоединились Филлипов, Мордвинов, Милютин, Григорьев и пр. Кружок Дурова был образован наиболее радикальными посетителями «пятниц Петрашевского», отступивших от разглагольствований, и решивших пойти путем подначивания к восстанию крестьян, но продолжавших также для вида посещать собрания Петрашевского. Спешнев ввел жесткую структуру: комитет из 5-ти руководителей, смертная казнь за разглашение тайн общества.
Методы: Петрашевский с Майковым создали словарь «иностранных слов, вошедших в состав русского», с помощью которого велась пропаганда передовых идей западников и основы социальных идей. Дуровцы завели тайную типографию еще более пропагандисткой направленности, которую Спешнев «милостиво доверил» Достоевскому (об этом 3-е отделение так и не узнало), ее скрывали даже от Петрашевского, с которым Спешнев перестал ладить. В любое время дня и ночи, члены братства Спешнева должны были быть готовы взяться за оружие. Был готов план Зимнего дворца, готовилось покушение на царскую семью на маскараде.
Причина развала: Бдительное 3-е отделение внедрило к Петрашевскому своего агента П. Антонелли, и уже через 10 дней после этого, 22 апреля 1849г. арестовали 123 человека. Многих отпустили сразу.
Кара: Это, пожалуй, было 2-е по громкости дело после декабристов и даже драматичнее. Достоевского, в частности, обвинили в чтении письма «Белинского к Гоголю». Следствие длилось 8 месяцев, и благо не догадались о более узком кружке Спешнева-Дурова. Тем не менее, военный суд приговорил к расстрелу 21 члена общества. По преданию, Достоевский перед тем, как Спешнева повели на расстрел, сказал ему: «Nous serons avec le Christ» (Мы будем с Христом), на что Спешнев, ухмыляясь, ответил: «Un peu poussierre» (Горстью праха). Когда 1-ю тройку привязали к столбам, и уже раздалась команда «На прицел!», был доставлен срочный приказ о помиловании.
Петрашевского (так как считали его главным виновником) сослали на бессрочную каторгу, где он умер; Достоевского – на 4 года каторги и еще 4 на поселении в Семипалатинске; Спешнева – на 10 лет каторги в Тобольске, Момбелли за проект «Братства взаимной помощи» - 15 лет каторги.
| |
Просмотров: 4116 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |