09.05.2015, 21:36 | |
Из страха перед дворцовым переворотом , Павел принял решение уединиться в замке, отделённом от города рвом. Начались работы по возведению Михайловского замка. В 1796 г. было подписано распоряжение о разборке деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны и о строительстве на его месте нового каменного дворца. Зодчий-масон Баженов сочинил план замка. Разработал этот план и воздвиг желанный Павлу дворец архитектор Бренна. В.Бренна
Замысел дворца-крепости и первые проектные наброски принадлежат же самому Павлу Петровичу. Работы велись круглосуточно и круглогодично, даже зимой при свете факелов и костров. В наиболее напряженные периоды число людей, занятых на строительстве, достигало 6000 человек. Строительство замка продолжалось практически все царствование Павла Петровича. Это здание проникнуто меланхолией Павла I. Странное барокко исполнено неожиданной силы и суровой красоты. Замок был отделен от города лугом и рвами. Император торопил художников и мастеров. Ему надо было приготовить себе великолепную усыпальницу. Легенда Через год, когда строительство замка было в самом разгаре, к Павлу I, пробрался старик в монашеской рясе, с красивым лицом, длинной седой бородой и с приветливым взглядом. Императрица Мария Федоровна в то время в очередной раз собиралась стать матерью. Незнакомец заговорил: «Супруга твоя, родит тебе сына. Ты назовешь его Михаилом. Этим же именем святого архангела ты наречешь дворец, который построишь на месте своего рождения. И запомни слова мои: „ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ"». И тут же таинственный гость исчез. Через несколько дней царица разрешилась от бремени сыном, которому по воле императора было дано имя Михаил. Тогда же Павел I приказал архитектору Бренне укрепить на фронтоне главного фасада строящегося дворца сказанный таинственным монахом библейский текст. Михайловский замок. Макет. Б. Патерсон.Вид парадного фасада Михайловского замка. 1807 Ради скорейшего украшения интерьеров Павел I отменил пошлину на ввозимые из-за границы предметы, предназначенные для Михайловского замка. В отделке помещений Михайловского замка принимали участие скульпторы П. Стаджи, П. Трискорни, художники Д. Скотт, А. Виги, Я. Меттенлетер и многие другие. Замок поражал своим средневековым видом. Он был полностью окружен водами Мойки, Фонтанки и двух специально прорытых каналов - Церковного и Воскресенского. Вход в замок осуществлялся через единственный мост, который с заходом солнца разводился. Но более всего удивлял необычный для Петербурга красновато-кирпичный цвет фасадов. О его происхождении сохранилась романтическая легенда. Говорят, Анна Лопухина появилась однажды на балу в перчатках этого цвета и, разгоряченная танцами, уронила одну из них. Несколько молодых людей одновременно бросились ее поднять, но расторопнее всех оказался император. С рыцарской любезностью он протянул перчатку даме, однако на мгновение задумался и тут же с поистине царственной щедростью решил сохранить память об этом событии. Он отправил перчатку архитектору Бренне с указанием составить колер для окраски фасадов Михайловского замка. Неизвестный художникДата создания: Начало XIX века. Вид на Михайловский замок включает часть Марсова поля с установленным здесь памятником Суворову. В 1818 году памятник был перенесён в центр сформированной тогда же Суворовской площади, где сейчас и находится. Каждая комната этого дворца казалась произведением искусства, все было до мелочей продумано — лепные украшения стен и потолков, живописные плафоны, резная мебель, тонкой работы люстры, узорчатые паркеты...
И только в спальне императора было сухо и строго . Роскошен был только письменный стол, который покоился на ионических колонках из слоновой кости, с бронзовыми цоколями и капителями. В спальне было несколько дверей. В спальне императора стояла статуя безбожника Фридриха II, а над узкой походной кроватью висел сентиментальный ангел Гвидо Рени. Стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Резиденция Павла I оказалась самой дорогой постройкой XVIII века Перед входом в резиденцию был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду — правнук». Памятник Петру I, ск. Карло Бартоломео Растрелли, 1800г.
Здание оставалось сырым и холодным. Историк Август Коцебу, описавший по поручению императора все помещения Михайловского замка, рассказывал: Всего через 40 дней после новоселья в Михайлавском замке император Павел I был убит в своей Парадной спальне. Павел I совершил определенный круговорот жизни. Здесь он родился в старом Летнем дворце, здесь же, во дворце своей мечты, его насильно лишили жизни. В середине XIX века спальня царя, ставшая местом его смерти, по повелению его внука императора Александра II, была превращена в церковь во имя апостолов Петра и Павла. Ухтомский К. А Интерьер церкви,Дата создания: кон. 1850-х гг.. *** Мысли о смерти 9 марта ночью Павел I просыпается от мучительного сна. Ему снилось, будто на него надевают слишком узкую одежду, которая его душит. 10-го после ужина, как рассказывает еще одна легенда, Павел I подошел к зеркалу (имевшему случайный недостаток - оно искривляло ): «Посмотрите, какое смешное зеркало, я вижу себя в нем с шеей на сторону». Около 10 часов вечера Павел I ушел к себе. Рассказывают, что вдруг он стал задумчив, побледнел и вместо обыкновенного прощания сказал: «Чему быть, того не миновать». Павел I становился все более подозрительным и недоверчивым. Он буквально следил за своим сыном, наследником престола Александром, пытаясь застать его врасплох. Согласно одному из преданий, однажды он увидел на столе Александра трагедию Вольтера «Брут». Книга была раскрыта на странице со стихами: «Рим свободен! Возблагодарим богов». Вернувшись к себе, Павел будто бы поручил отнести Александру «Историю Петра Великого», раскрытую на странице с рассказом о смерти царевича Алексея. В 1799 году И.Б. Лампи-младший приступил к написанию картины о Павле I. Все лица, которые изображены на картине, никогда не встречались в одном месте. Три первые фигуры: великий князь Александр Павлович, Эрцгерцог Иосиф, император Павел I. Далее следуют: князь А.А. Безбородко, князь П.А. Зубов, А.А. Нарышкин, великий князь Константин Павлович, князь А.Б. Куракин, граф П.А. Пален, граф И.П. Кутайсов, князь А.В. Суворов, генерал А.С. Кологривов, князь П.В. Лопухин. Император Павел I изображен вместе с людьми, напрямую причастными к его убийству. Император Павел I со свитой. И.Б. Лампи-младший.
Заговор и убийство Жизнь Павла I трагически оборвалась в результате заговора, в котором участвовали самые близкие монарху люди. Во главе заговорщиков стояли: Н.П.Панин (родственник наставника Павла) граф Пален (лучший друг императора) Ф. Александров. Портрет графа Н.П. Панина Неизвестный автор.Портрет графа П.П. Палена
И.-Б. Лампи старший. Портрет П.А. Зубова Джордж Доу. ПортретЛ.Л. Беннигсена в 1820 г. ГЭ Наследник Александр Павлович С. С. Щукин. Александр Павлович. XIX век Заговорщики вовлекли в дело наследника престола Александра Павловича и тот всю жизнь корил себя за этот шаг. Александр наверняка понимал, что отца насильно заставят отречься от престола. Он также представлял себе , что значит в русских переворотах слово "насильно" и что обычно происходило после или во время этого "насильственного переворота". Заговорщиков поддержал английский посол Витворт, который боялся , как бы русские не добрались до Индостана. Посол лорд Витворд( Уитворт) О заговоре знали либо догадывались многие. И никто из придворных, никто из гатчинцев не захотел помочь Павлу I. Павел был злодейски убит заговорщиками в ночь с 11-го на 12 марта 1801 года. Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы Немецкий драматург Август Коцебу ( надворный советник, состоявший в 1801 г. при театральной дирекции. ) со слов лейб-медика Гриве сделал описание: "На теле были многие следы насилия. Широкая полоса кругом шеи, сильный подтек на виске (от удара...нанесенного посредством удара пистолета), красное пятно на боку, но ни одной раны острым орудием, два красных шрама на обеих ляжках; на коленах и далеко около них значительные повреждения, которые доказывают, что его заставили стать на колени, чтобы легче было задушить. Кроме того, все тело вообще было покрыто небольшими подтеками; они, вероятно, произошли от ударов, нанесенных уже после смерти".
Август Фридрих Фердинанд фон Коцебу Эту записку об убийстве Павла I осенью 1872 г. новороссийский генерал-губернатор Н.Е. Коцебу поднес в Ливадии императору Александру II. Указывают, что всю ночь лейб-медик Вилье обрабатывал труп Павла, чтобы наутро его можно было показать войскам в доказательство его естественной смерти. Несмотря на все старания, на лице покойного были видны синие и черные пятна. Вилье помогали врачи Гриве и Гутри. Тело хотели показать волнующимся солдатам, чтобы доказать, что царь действительно умер, и надо присягать Александру. Также сообщают, что из Гатчины был вызван придворный живописец, Яков Меттенлейтер, хранитель гатчинской картинной галереи, которого вызывали с кистями и красками гримировать труп. Создается впечатление, что в заговоре участвовали все, и самые близкие и далекие от императора люди. Павла I не спасли ни глубокие рвы, ни подъемные мосты, ни крепкие стены, ни многочисленная охрана. Роковая судьба настигла его высочество даже там, где он, как ему казалось, был в безопасности. 12 марта петербуржцы читали манифест, составленный по поручению Александра Павловича сенатором Д.П.Трощинским: "Судьбам Всевышнего угодно было прекратить жизнь любезного родителя нашего, Государя Императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно от апоплексического удара". Позднее в народе шутили: "От апоплексического удара золотой табакеркой в висок".
Г. Кюгельхен. Портрет императрицы Марии Федоровны в трауре На другой день после убийства императора многочисленные обыватели стекались к Михайловскому замку. Смерть Павла, по воспоминаниям современников, превратилась во всенародный праздник. На самом деле это было не так. Ликовали привилегированные. Народная, крестьянская масса была равнодушна к смерти Павла. Мужикам при Павле жилось так же трудно, как и при Екатерине, как впоследствии при Александре и Николае. Мужикам жилось худо, но не хуже, чем до Павла или после него. Час крестьянской России еще не пробил. На сцене истории господствовало дворянство. Это они, дворяне, оставили нам свои пристрастные записки об императоре. Крестьяне тогда еще не писали своих дневников, и мы знаем их мнения лишь по случайным рассказам и живому преданию. У народа к Павлу не было ни любви, ни ненависти. Официального расследования обстоятельств смерти Павла не велось и не могло вестись, так как новый император вовсе не был заинтересован в том, чтобы обстоятельства скоропостижной кончины его отца были прояснены. Вопрос был слишком щекотлив. Сразу же после переворота Гавриил Державин приехал во дворец с запиской провести тщательное расследование, но заговорщики, державшие юного царя как в осаде, не допустили его до Александра. "...власть самодержавная - самая опасная из всех властей, потому что участь миллионов людей зависит от великости ума и души одного человека". Отпевание и погребение состоялось 23 марта, в Великую субботу; совершено всеми членами Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым).
Надгробие Павла I и Марии Фёдоровны в Петропавловском соборе (Усыпальница Русских Государей и всей Царской фамилии) Антипавловский заговор явился следствием самых разнородных факторов. Здесь была и борьба с определенным направлением внешней политики и попытки пресечь отклонения царя от продворянской линии во внутренней политики, стремление ограничить относительную самостоятельность государственной власти, что называлось тогда «деспотизмом или тиранией». Немаловажную роль играло желание заменить строптивого царя другим более удобным и покладистым, а также боязнь отдельных представителей правящих верхов потерять высокое положение и подвергнуться опале, личная месть и ненависть. *** После смерти
С этого времени начинается загробная жизнь неотмщенного духа «Русского Гамлета». Среди простых людей распространилась молва, что императора Павла «удушили генералы да господа» за его справедливость и сочувствие простому народу. Со времени самой кончины Благочестивейшего Государя Императора Павла I Петровича , многие люди разных классов, положений, званий и состояний — приходили в Петропавловский собор и просили священников собора служить панихиды при гробнице Императора Павла I. После молитвы по Императоре Павле I , он , Павел I, оказывал помощь в разных тяжелых жизненных обстоятельствах, — особенно в делах тяжебных и судебных. Иногда присылались письма из разных местностей России с просьбой отслужить панихиду при гробнице Императора Павла I. И ныне присылают. В последние годы паломничество к этой гробнице увеличилось, — и не проходит почти ни одной недели (в 1911, 1912 и 1913 годах), в которую бы никто не обращался с просьбою о служении панихиды по Императоре Павле I. А с декабря 1913 года стали особенно много ставить свечей на гробницу Его. Панихиды почти ежедневны, а иногда — по нескольку. Его могила в Петропавловском соборе стала одним из чудодейственных мест Санкт-Петербурга. Люди убеждены, что молитва на ней спасительна, что сама могильная плита обладает магическими свойствами . А призрак самого императора, играющего на старинном музыкальном инструменте неоднократно видели современные обитатели Михайловского замка. 1 августа 1851 г. в Гатчине открыли памятник Павлу I.. Во время торжественной церемонии император Николай I расплакался, но слезы катились не от умиления. Как свидетельствовал очевидец, «покровы сняли, но веревка осталась на шее статуи и державный сын, увидя это, заплакал. Всех поразила эта случайность", в которой невозможно было не увидеть некого символического смысла. Всю свою жизнь Николай Павлович с почти фанатическим упорством уничтожал любые документы, которые могли пролить хоть какой-то свет на обстоятельства смерти его отца. Скульптор И. П. Витали Московская журналистка Елена Егорунина в очерке «Когда зима встречается с весной» писала: «Замечала, что нигде так не любят своего несчастного императора, как в Гатчине и Павловске. Местный бог, хранитель очага, вроде римской лары... Бронзовый царь - треуголка, трость, знаменитый курносый профиль - хранит у своих бронзовых же ботфортов знаки внимания гатчинцев - прихваченные уже морозом красные и белые гвоздики. Через сугроб протоптана дорожка...» В своём стихотворении «Императорский город» поэт Владимир Лавров писал: «Прислонив постамент к бастионной стене, Застывший в вечном сне как и полтора столетия назад Павел I свято сохраняет покой родного и любимого города. Литература: 1.И.Чижова. Бессмертных торжество и смертных красота.ЭКСМО.2004.
| |
Просмотров: 4386 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |