menu
person

Памятник Александру III в Санкт-Петербурге
03.01.2016, 01:17

Памятник Александру III изначально был установлен на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) у Николаевского (Московского) вокзала. Монумент посвящен "державному основателю Великого Сибирского пути" - так некогда называлась Транссибирская железная дорога, строительство которой началось при Александре III.
Идея создания памятника принадлежала министру финансов С.Ю. Витте. Императорская семья поддержала эту идею и даже выступила официальным заказчиком монумента. Конкурс выиграл итальянский скульптор русского происхождения Паоло Трубецкой. Над скульптурой мастер работал в Петербурге, в специально построенном для этого павильоне. Бронзовую скульптуру царя отливали в Италии в мастерской литейщика К.А. Робекки, а коня на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент был сделан из красного валамского гранита, более трех метров высотой, по проекту Ф.О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись:
"ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".
Памятник резко выделялся из числа других монументов посвященных императорам. Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что "портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём". Еще до открытия памятника многие недоброжелательно отзывались о работе Трубецкого, называли её карикатурой на императора. Сам Николай II признавался в своем желании "сослать памятник в Сибирь". Но скульптура очень понравилась Государыне Императрице Марии Федоровне, жене императора Александра III, поэтому проект Турбецкого в итоге был принят. Торжественное открытие памятника состоялось 23 мая 1909 года. Судьба памятника сложилась крайне трагично. После октябрьского переворота. 1919 году, на постаменте было выбито издевательского содержания стихотворение Демьяна Бедного "Пугало":
Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.
 
Ещё во время работы над скульптурой мнения о памятнике и создателе складывались весьма противоречивые. Говорят, что сам император Николай II, ещё до торжественного открытия, высказывал желание "отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз". Брат императора Александра III, великий князь Владимир Александрович видел в скульптуре злую карикатуру на царя миротворца. Сам автор Паоло Трубецкой был доволен и считал памятник Александру III своей лучшей работой.
После открытия монумента на Знаменской площади, общественность разделилась на два лагеря: одни, и их было подавляющее большинство, считали памятник оскорбительным и требовали снести его, другие говорили о скульптуре как о шедевре. Газета "Новое время" писала: "1000 человек у монумента - и все стоят с той безмолвной и презрительно удивленной улыбкой. Какая же это лошадь? Сзади словно боров какой-то. О фигуре самого императора - из уважения не говорят". В "Петербургской газете" делился впечатлениями Владимир Маковский: "...больно за великий памятник, Великого Государя. Больно за бедных обывателей, за обезображенную площадь. За громадные деньги, загубленные так неудачно". Другие газеты сообщали технические подробности: "...на колоссальный монумент Александра III пошло около 500 пудов художественной бронзы. Одного пластилина выписано из Италии приблизительно на 1000 рублей. Гипс из Парижа, глина русская из Полюстрово, стоимость отливки 65 000 рублей". Представители императорской Академии художеств сетовали: "Господа, я очень любил Александра III и не могу смотреть на эту грубую вещь, проезжая мимо, я порчу нервы" ... "Господа, господа, это карикатура на сапоги, на лошадь, на шапку, сплошная карикатура. Это не лошадь, а зверь какой-то...". Живописец Чистяков: "Не лошадь, а грубая скамейка, сработанная топором. Ну, а фигура царя на что похожа?". Репин: "Верно, верно? Толстозадый солдафон, тут он весь, тут он весь. Тут и все его царство! Я поздравляю себя, всю Россию и все наше потомство с гениальным произведением искусства".
Появились эпиграммы посвященные памятнику:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает, Того под арест. -- В. В. Долгов.
Русское искусство во II половине XIX - начале ХХ века // Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней
Третья дикая игрушка Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа. -- Эпиграмма А. Рославлева (В. Васильев "Русская эпиграмма". -- М.: Художественная литература, 1990)
В послереволюционный период памятник также подвергался критике. Популярно было четверостишие поэта Демьяна Бедного:

Но, несмотря на эту сокрушающую критику, были и поклонники памятника, которые считали его шедевром и преклонялись перед талантом Трубецкого. Число таких людей с годами только росло. После открытия памятника газета "Золотое руно" писала: "Открытый недавно памятник Александру III на Знаменской площади являет собой великое торжество русского искусства. Грандиозный монумент воплотил в себе с гениальной силой всю жестокую правду всероссийского тупика и его исторические причины. ...Хрипящий зверь сказочной силы под бесстрастным всадником, забывшим про него и устремившим фантастический взор в роковую даль, водружен на простой до дерзости пьедестал. Лепка совершенная в своей дикости впервые открыла истинное дарование П. Трубецкого. В статуе на площади в Петербурге был смысл столь глубокий и столь действенный, которого в никакой другой скульптуре наших площадей не было...". В советский период в 1938 года Русский музей, после постановления о демонтаже памятника, заявил о том, считает произведение Трубецкого "Пугало" ценным, как в художественном, так и в историческом отношении. Согласны принять его на хранение на одном из внутренних дворов. После многих лет знатоки искусства, историки, обыватели не могут придти к единому мнению относительно памятника императору Александру III. Однако, такая жаркая полемика, заставляет думать о монументе как о выдающемся произведении мастера Паоло Трубецкого, которое, безусловно, имеет право на существование.

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».
В ночь на 15 октября 1937 года монумент был демонтирован и передан на склад. В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею, монумент был перемещен в Михайловский сад. В начале Великой отечественной войны сотрудники Русского музея вырыли глубокую яму для захоронения памятника Александру III, но не смогли опустить в неё тяжёлую бронзовую скульптуру. Тогда они стали вёдрами и мешками носить песок с барж, стоящих на Мойке. Им удалось засыпать статую песком, обшить досками и сверху укрыть брёвнами. Удивительно то, что памятник Александру III оказался единственной в Ленинграде скульптурой, получившей прямое попадание артиллерийского снаряда. Укрытие выдержало.
В 1950 году из постамента извлекли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому – Корсакову. В 1953 года монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея.
В 80–е годы в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея. Ранее в Мраморном дворце размещался Музей В. И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик «Враг капитала» (перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск). В настоящее время обсуждается возможность возвращения памятника на историческое место, в связи с реконструкцией территории площади Восстания.

Источник: http://alexandr3.e812.ru/sudba/
Категория: Это интересно | Добавил: Vagu | Теги: Памятник, Витте, Александр III
Просмотров: 2388 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]