20.09.2015, 14:10 | |
Вавилонская башняВ первой книге Моисеева Бытие сказано: "На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшиеся с Востока люди нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём их огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели чем рассеемся по лицу всей земли. И сошёл Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал он: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле" (Первая книга Моисеева Бытие, гл. 11, параграфы 1-9). Так, согласно "Ветхому Завету", появились на земле разные языки и была построена Вавилонская башня. Но существовало ли это грандиозное сооружение в действительности? На этот вопрос постарался ответить немецкий археолог Роберт Колдевей (1855-1925). С 1898 по 1917 год он проводил раскопки на месте древнего Вавилона и обнаружил фундамент с руинами. Но учёный предположил, что библейская башня была разрушена задолго до царя Хаммурапи, правившего в первой половине XVIII века до н. э. В память о ней люди воздвигли другое, не менее величественное сооружение. По предположению Колдевея у него было квадратное основание. Длина каждой из сторон достигала 90 метров. В высоту башня также равнялась 90 метрам и состояла из 7 ярусов. Первый ярус был самым высоким. Его высота достигала 33 метров. Высота второго яруса составляла 18 метров. Третий, четвёртый, пятый и шестой ярусы по высоте были одинаковыми. Она равнялась 6 метрам. Последний ярус представлял собой святилище богу Мардуку. Его высота достигала 15 метров. Величественное сооружение возвышалось на левом берегу Евфрата. Вокруг располагались храмовые постройки, жилища жрецов и дома, предназначенные для паломников. Святилище на вершине было облицовано плиткой голубого цвета и украшено золотым орнаментом. Такое описание архитектурного шедевра древности оставил древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до н. э. Но по всей видимости он уже описывал третью башню, так как вторая была разрушена ассирийским царём Синаххерибом в VII веке до н. э. Третий вариант библейской святыни был восстановлен лишь через 100 лет царём Нововавилонского царства Навуходоносором II, построившим также сады Семирамиды. А вот Геродот был в Вавилоне уже во времена персидского владычества. Он являлся единственным жителем Европы, описавшим величественное сооружение. Вот как оно выглядело с его слов: "В одной части города находится царский дворец, окружённый стеной. В другой части города располагается огромное сооружение, состоящее из семи башен, поставленных друг на друга. На самый верх можно подняться по наружной лестнице. Рядом с ней находятся скамейки, на которых можно отдыхать. Верх башни венчает храм. В нём находятся стол и ложе, выполненные из золота. За храмом наблюдает женщина, выбранная из числа местных жителей. Рядом с величественным сооружением располагается святилище. В нём стоит алтарь, на котором приносят в жертву животных". Такой мог видеть Вавилонскую башню Геродот Следует заметить, что в каждом городе Вавилонского царства имелась своя башня или зиккурат – культовое сооружение, состоящее из усечённых пирамид, поставленных друг на друга, и со святилищем наверху. Но все они по высоте значительно проигрывали Вавилонской башне. Колдевей считал, что на её строительство было потрачено не менее 80 млн. кирпичей, а строили её несколько поколений правителей. Башню несколько раз разрушали завоеватели, но затем её вновь восстанавливали и украшали. При этом отреставрированное строение становилось всё выше и выше. Это было центральное место поклонения богу Мардуку, и каждый год его посещали тысячи паломников. Когда персидский царь Кир овладел Вавилоном, то запретил разрушать город. Все строения остались нетронутыми. Однако по-другому повёл себя его потомок Ксеркс I. В начале его правления жители великого города восстали. Восстание длилось долго, и мятежники захватили огромную территорию, так как большая часть персидской армии находилась в Малой Азии, готовясь к нападению на Древнюю Грецию. Лишь по прошествию года удалось навести порядок, а город Вавилон штурмовали в течение 7 месяцев. Когда же он пал, то грозный Ксеркс приказал разрушить все религиозные святыни и казнить жрецов. В результате приказа владыки Вавилонская башня была разрушена. От неё остались лишь огромные руины. По преданиям рядом с башней стояла огромная статуя бога Мардука из чистого золота. Её вес достигал 600 кг. Статую вывезли из города и отправили в Персеполь – столицу Персидского царства династии Ахеменидов. Там её по всей видимости переплавили. Таким образом, вечный город лишился статуса столицы, так как главный символ, дающий на это право, был уничтожен. Когда Александр Македонский разгромил персов и решил сделать Вавилон столицей своей империи, то его поразили огромные руины, оставшиеся после башни. В планы нового владыки входило разобрать завалы, а на их месте возродить величайшее сооружение. Но для этого требовались десятки тысяч рабочих рук. В то время великий полководец не мог выделить такое количество людей, так как планировал новый грандиозный поход в Средиземноморье. Однако судьба распорядилась по-своему. Грозный завоеватель скоропостижно скончался, и все его великие планы канули в вечность. На смену Александру пришёл Диадох Селевк. На реке Тигр он основал новую столицу своего царства Селевкию, а великий город стал приходить в упадок. Уже никому и в голову не приходило заниматься грандиозными строительными работами по восстановлению огромной Вавилонской башни. После Селевкидов на эти земли пришли парфяне, а затем настала очередь римских легионов под командованием Траяна. Великий город пришёл в полный упадок, так как торговые пути уже проходили стороной. Коренное население постепенно вымерло, а древние постройки скрылись под слоем земли. В VII веке на месте когда-то огромного города осталась лишь маленькая деревня, населённая арабами. Богатое историческое прошлое кануло во тьму веков, а вместе с ним стало далёкой историей и грандиозное сооружение, построенное в честь бога Мардука. Сергей Давыдов | |
Просмотров: 3189 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |