menu
person

Лекция "Политическая сфера общества".часть 2
05.04.2015, 17:55
Человек и политика

Проблема «человек и политика» — одна из центральных в политической сфере жизни общества. Ее важность определяется тем, что для каждого человека власть всегда была тем фактором, который оказывал и оказывает огромное влияние на всю его жизнь и судьбу. Политика в любом проявлении, так или иначе, отражается в судьбах простых людей. В этом смысле можно говорить о том, что конечным объектом политики всегда выступает рядовой гражданин.

Тем не менее, в обществе каждый человек не только ощущает на себе последствия проводимой политики, но и имеет определенный уровень политического сознания, политической культуры, принимает участие в тех или иных политических акциях (движениях протеста, митингах, референдумах, опросах общественного мнения и т.д.), демонстрирует различные формы политического поведения, т.е. становится субъектом политики. В определенной мере можно утверждать, что личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект она характеризуется возможностью постоянного влияния на политические процессы в обществе, и, главным образом, на политическую власть.

Выполнение личностью своей роли субъекта политики связано с рядом определяющих факторов и условий. Во-первых, это политическая социализация личности, которая начинается задолго до ее фактического вовлечения в политический процесс, а затем продолжается в течение всей жизни. Во-вторых, это уровень мотивации политической активности личности, тесно связанный с процессом и результатами политической социализации. В-третьих, это внешние условия политической активности личности — степень демократичности политической системы, наличие в ней механизмов добровольного вовлечения граждан в политический процесс, реальная гарантированность их политических прав и свобод и т.д.

Понятие «политическая социализация» имеет два аспекта.

Во-первых, оно обозначает процесс политического созревания индивида, обретение им своего политического «я», развитие собственного взгляда на политический мир, своих ориентации и пристрастий, выбора и предпочтений.

Во-вторых, это процесс своеобразного культурного восприятия от предшествующих поколений политических взглядов, идей, представлений и норм, их оценка, отбор и усвоение.

В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, закладываются основы для его политического поведения. Важным фактором политической социализации является личное участие индивида в общественно-политической жизни. Именно в процессе практической политической активности происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом, отход от некоторых иллюзорных представлений. Собственный опыт (особенно в динамичные периоды развития общества) помогает человеку избавляться от косности, догматизма, односторонности суждения и т.д. Возможны и разочарования и, как следствие, снижение интереса к политике.

Результаты политической социализации непосредственно отражаются в практическом участии личности в общественно-политической жизни, в степени реализации своей роли субъекта политики. Многое здесь зависит от политической активности человека. В этой связи выделим типологию, которая классифицирует людей по степени и характеру участия в политике.

  1. Активисты, т.е. люди, которые очень активно участвуют в политике. Политика интересует их как сфера деятельности. Они много знают о ней, хорошо информированы, пристально следят за текущими политическими событиями. Эти люди чаще всего стремятся к власти. Из их числа и выделяются профессиональные политики.

  2. Компетентные наблюдатели — представляют собой тип людей, которые предпочитают играть в политике роль экспертов. Они немало знают о ней, умеют анализировать политические процессы, но при этом не стремятся занять официальные политические посты, наблюдая за политикой со стороны.

  3. Компетентные критики, интересующиеся политикой и хорошо разбирающиеся в политических проблемах. Однако, в отличие от компетентных наблюдателей, они ищут в проводимой политике только отрицательные стороны. Такие люди нацелены на острую критику и ниспровержение существующего порядка вещей. Иначе их можно было бы назвать оппозиционерами по призванию.

  4. Пассивные граждане — представляют собой наиболее распространенный тип. Они осведомлены о политической жизни лишь в самых общих чертах, знают имена политических деятелей, могут в общих чертах описать устройство политической системы в своей стране. Однако в целом они относятся к политике равнодушно, лишь иногда принимая участие в тех или иных политических мероприятиях.

  5. Аполитичные (отчужденные) граждане, старающиеся отгородиться от политики. Они сознательно не приемлют политическую деятельность и всячески стремятся отдалиться от нее. Чаще всего они считают политику делом «грязным» и безнравственным. В отличие от пассивных граждан, они занимают осознанно отрицательную позицию. Можно было бы сказать, что это те же активисты, но со знаком «минус».

С этим в обществознании связана типология, которая классифицирует участников политической жизни по их отношению к существующей власти, а, значит, и по направленности их политических действий.

  1. Реакционеры, т.е. люди, главной политической целью которых является возврат назад, к прошлым политическим структурам. Они обычно ратуют за ужесточение власти.

  2. Консерваторы, которые предпочитают сохранение существующего порядка вещей, являются приверженцами традиций и даже стереотипов. Идеалом консерваторов можно считать политическую стабильность.

  3. Реформисты, занимающие в некотором смысле двойственную позицию. Они видят необходимость перемен в обществе, и потому выступают за реформы. С другой стороны, реформисты боятся слишком быстрых изменений, и высказываются за сохранение стабильности в обществе.

  4. Революционеры, жаждущие немедленных и быстрых перемен. Они защищают необходимость быстрого разрушения существующей власти и замену ее новой, более, по их мнению, прогрессивной. Революционеров не слишком заботит «связь времен» и сохранение традиций. Их идеал — полностью обновленное общество.

  5. Экстремисты, стоящие на самых крайних позициях. По своим взглядам они близки к революционерам, но в отличие от них предпочитают действовать исключительно силой. Их не пугает терроризм, они не боятся применять оружие, считая его необходимым средством в политической борьбе.

  6. Конформисты — особый тип граждан, зачастую весьма распространенный. Это люди, для которых важно, прежде всего, выживание в любых политических условиях, приспособление к любой власти.

Можно заметить, что в полнокровной политической жизни обычно присутствуют все названные типы. Это как раз и позволяет поддерживать в обществе определенный баланс: с одной стороны, не закоснеть в своем развитии, а с другой — удерживаться от постоянных изменений и разрушений.

Возникает закономерные вопросы: в какой мере личность может воздействовать на политику и участвовать в ней? Каковы формы политического участия? В этой связи выделяется типология в соответствии с видами политического участия и формами политического поведения людей.

  1. Пассивный потребитель политической информации. Его роль в политике сводится к простейшей реакций (позитивной, негативной, равнодушной) на политические события, явления, процессы. Эта роль не предполагает заметной политической активности, особых ритуалов и усилий. Так, пассивный потребитель может получать политическую информацию не произвольно (постоянно работающее радио, случайные разговоры в общественном транспорте). В целом достаточно трудно представить себе современного человека, который бы был абсолютно закрыт для проникновения политической информации.

  2. Избиратель. Эта политическая роль исполняется не только в дни выборов или референдумов. Она предполагает некоторую политическую активность как до выборов («за кого голосовать?»), так во время и после них («кто же победил?»). Исполняя политическую роль избирателя, человек, как правило, ходит на выборы, и в этой связи интересуется необходимой политической информацией. В западных странах большинство населения играет именно эту политическую роль. Так, по некоторым данным, в Англии около 62% населения ограничивают свое участие в политике только выборами.

  3. Групповой активист. Роль, содержание которой сводится к активному отстаиванию интересов какой-либо группы. Групповой активист лучше других членов группы понимает, осознает и формулирует ее интересы. Такие люди могут выступать «заводилами» забастовок, различного рода пикетов, стихийных митингов и демонстраций. Они не заняты политикой профессионально, но она играет заметную роль в их жизни. Групповые активисты часто стоят у истоков различного рода общественных движений, но позже, на этапе, когда нужна систематическая организационная работа, обычно отходят в сторону.

  4. Члены партий. Эта политическая роль фиксирует в высшей степени осознанное и разумное отношение к политике. Вступая в политическую партию, человек избирает не только способ проведения своего досуга, но заявляет о своей политической позиции. Выбор этот не всегда прост, поскольку политическая партия создается на базе определенной системы ценностей, предъявляет свое видение мира в целом и проблем данного общества, в частности. Следовательно, выбор политической партии требует от человека и определенных знаний, и осознания своих политических интересов, активности, убежденности.

    Сказанное справедливо в том случае, если речь идет о многопартийной политической системе. Что же касается однопартийной, то членство в господствующей партии может и не предполагать желания солидаризироваться с ее позицией, уступая место такой мотивировке, как стремление доказать лояльность режиму, сделать профессиональную карьеру. Однако и в этом случае требуется значительная степень политической активности и осознанность мотивации.

  5. Партийный функционер. Роль не только политическая, но и политизированная. Исполняющий ее человек, как правило, стремится к политической карьере. Он большую часть своего времени посвящает делам своей партии, берет на себя специальные функции (написание программных документов, организационную работу, пропаганду идей партии или вербовку новых членов). Данная политическая роль может исполняться не только на общественных началах, но и профессионально. В условиях демократии партийные функционеры очень часто баллотируются на выборах в представительные органы власти, и в случае победы совмещают свою роль с ролю депутата. Роль партийного функционера требует от человека постоянного интереса к политике, высокой степени информированности. О нем часто говорят, что он «варится в политике». И это справедливо: политика становится постоянным фоном его жизни.

  6. Профессионал. Данная политическая роль предполагает профессиональное исполнение функций в различных политических институтах, прежде всего — в государственных органах. Это может быть профессиональная деятельность в государственном аппарате, в выборных государственных органах, руководящих партийных структурах.

Важной чертой современной политической жизни стала тенденция к ее гуманизации. Понятие «человеческое измерение политики» прочно вошло в политический язык конца XX — начала XXI вв. Это также является одним из аргументов в пользу того, чтобы каждый рядовой гражданин занимал активную позицию в политической жизни, выступал всегда в качестве субъекта политики.

Положение человека в обществе, его взаимоотношения с государством, возможности полноправного участия в политической, социально-экономической, культурной жизни регулируются системой конституционных норм, определяющих права и свободы человека.

Современное понимание прав человека исходит из признания прирожденного (естественного), неотчуждаемого и священного характера этих прав, охраняемых государством. Впервые юридическое воплощение эти нормы получили в Декларации независимости (1776 г.) и Билле о правах Конституции США (1789 г.), во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). Дальнейшее развитие исторического опыта в этой области нашло свое отражение во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., где впервые в истории международных отношений определился круг основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему соблюдению. Декларация конкретизировала положение Устава ООН об обязательстве государства сотрудничать в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии».

Непосредственной причиной появления Декларации явилось то, что злодеяния фашизма показали глубокую связь между защитой прав человека и сохранением мира. Стало очевидным, что только в условиях мира и сотрудничества возможно уважение к правам человека и их соблюдение. И, напротив — грубое попирание этих прав в одной стране может привести к преступлениям против человечества и нарушению мира. В этой связи Декларация провозглашает, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Контрольные вопросы

  1. Охарактеризуйте политику как общественное явление.

  2. Что представляет собой власть как общественное явление?

  3. В чем сущность и отличительные признаки политической власти?

  4. Каково соотношение политической и государственной власти?

  5. Раскройте признаки и формы осуществления государственной власти.

  6. Что понимается под легитимностью власти?

  7. В чем сущность и функции политической идеологии?

  8. Раскройте, в чем вы видите принципиальные отличия основных политических идеологий: консерватизма, либерализма, социал-демократизма, коммунизма, анархизма.

  9. В каких случаях человек может выступать объектом политики, а в каких — субъектом? Приведите примеры.

  10. Какие основные типологии, классифицирующие людей как субъектов политики, Вы знаете?

Категория: Материалы к уроку | Добавил: Vagu | Теги: власть, политика, обществознание
Просмотров: 3899 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]