05.04.2015, 18:25 | |
Политические партии и движения
В отличие от государства, политические партии являются относительно молодым компонентом политической организации общества. Формирование современных партий шло в период развития буржуазных отношений в Европе. Этот процесс был связан с развитием парламентаризма и представительной демократии в Европе и США в конце XVIII—XIX вв. Современный облик политические партии приобрели лишь в конце XIX — начале XX вв. Но уже в середине XIX в. возникли первые массовые политические партии, которые прочно заняли свое место среди субъектов политического процесса. Именно в этот период (1856—1858 гг.) были образованы национальные комитеты республиканской и демократической партий США, Всеобщий немецкий рабочий союз (1863 г.) и ряд других партий. Так что же представляет собой политическая партия? Политическая партия — это добровольный союз идеологически и организационно связанных между собой граждан, стремящихся к реализации общих целей путем борьбы за власть и последующего ее осуществления и выражающих интересы определенной части населения. Существуют четыре критерия, по которым осуществляется определение политической партии, отличие ее от других участников политического процесса.
В структурном отношении политические партии включают в себя три компонента: 1) систему руководящих органов, которая объединяет политических лидеров и активистов, представителей партии в государственных структурах и т.д.; 2) официальную партийную организацию, состоящую из партийного аппарата (партийной бюрократии) и рядовых членов партии; 3) сторонников партии, которые отождествляют себя с ней и систематически поддерживают ее на выборах. Политические партии, по сравнению с общественно-политическими движениями, являются единственными в политической системе чисто политическими организациями, всегда ведущими борьбу за власть и имеющими развернутую идеологию. В этой связи отметим, что общественно-политическое движение — это определенная общность больших групп людей, объединяющихся на основе общих социальных, экономических, политических и духовных интересов и целей, и не ведущее непосредственную борьбу за власть. Движения объединяются на основе одной общей идеи (а не развернутой идеологии): национально-освободительное движение, сепаратистское движение, женское движения, молодежное, движение ветеранов и т. д. Необходимо выделить функции политической партии.
Многочисленность и разнообразие современных политических партий подводит нас к необходимости осуществления классификации, выявления объединяющих и различающих признаков. По каким же критериям классифицируются партии? В течение длительного времени главным основанием для деления была классово-идеологическая принадлежность. В соответствии с этим, в отечественном обществознании выделяли буржуазные, мелкобуржуазные и пролетарские партии. Однако усложнение социальной структуры общества, развитие среднего слоя, повлекло за собой размывание электоральной базы и поставило под сомнение правомерность данного подхода к осуществлению классификации. Большое распространение в современных условиях получила типологизация партий по организационному признаку, деление их на кадровые и массовые. Кадровые партии, как правило, немногочисленны по составу. Однако все члены активны и весьма влиятельны в политике, они являются парламентариями, занимают государственные посты, имеют большие связи с промышленниками и финансистами. Успех на выборах они достигают за счет обширного числа своих сторонников, которое в десятки, и даже сотни раз может превышать количество членов партии. Массовые партии характеризуются многочисленностью. Они возникли на волне рабочего движения в связи с распространением всеобщего избирательного права. Отличаясь высокой идеологизированностью, массовые партии стремятся к постоянному расширению своих рядов за счет представителей низовых слоев населения. Как правило, это партии коммунистической, социалистической и социал-демократической ориентации. Следующим критерием классификации партий является их внутренняя организация. Здесь необходимо выделить партии: 1) с фиксированным членством; 2) со свободным членством. Первую группу составляют партии, члены которых получают партийные билеты, платят взносы, выполняют задания партийной организации. Следует иметь в виду, что членство в партии может быть прямым или косвенным. Прямое членство подразумевает индивидуальный прием в ряды партийной организации. Косвенное допускает коллективное участие членов какой-либо общественной организации в работе партийных органов. Примером может служить коллективное членство профсоюзов Великобритании, Швеции и Норвегии в рабочих партиях этих стран (лейбористской — в Великобритании и социал-демократических в Скандинавских странах). Вторая группа объединяет партии, которые не имеют официального членства, и число своих сторонников определяют по количеству голосов, отданных за них на выборах. Таковыми являются республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании и ряд других. Достаточно распространенным критерием деления политических партий является их идеологическая направленность. При этом подходе можно выделить: 1) социал-демократические и социалистические партии (СДРП Швеции, Лейбористская партия Великобритании и т д.); 2) коммунистические партии (Коммунистическая партия Китая, КПРФ и т.д.); 3) либеральные партии (Либерально-демократическая партия Японии, «Правое дело» и т.д.); 4) консервативные партии (Консервативная партия Великобритании); 5) клерикальные или конфессиональные партии (многочисленные партии христианской или исламской ориентации); 6) монархические партии; 7) националистические партии; 8) фашистские и неофашистские партии. Естественно данная классификация весьма условна, так как допускает определенные колебания в идеологической направленности отдельных партий. К примеру, демократическая и республиканская партии США в зависимости от политической ситуации становились на либеральные или консервативные позиции. Коммунистическая партия Российской Федерации по отдельным позициям является скорее социал-демократической, нежели коммунистической. И этот перечень примеров можно продолжить. Согласно классификации по степени участия в осуществлении политической власти, политические партии разделяются на правящие и оппозиционные. По отношению к средствам достижения политических целей партии делятся на революционные и реформистские. Ведущей в современном обществознании является типология политических партий по состоянию партийной системы. В зависимости от количества функционирующих в той или иной стране политических партий различают однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы. Однопартийная система подразумевает доминирование на политической арене одной партии, которая фактически захватила государственный аппарат и диктует ему свою волю. При этом главенствующая роль партии может быть закреплена законодательно (например, КПСС в политической системе СССР). Двухпартийная система возникает в условиях высокой поляризации общества и предусматривает наличие двух крупных партий, каждая из которых имеет примерно равные шансы в борьбе за власть. Такую картину можно наблюдать в ряде европейских стран и в США. Однако между ними есть и определенные различия. В США обе доминирующие партии представляют интересы крупного капитала. Различаются они лишь в ориентации на его модификации. В европейских странах поляризация идет вокруг представителей «труда и капитала». Как правило, одна партия выражает интересы обеспеченной части населения (Консерваторы в Великобритании, блок ХДС/ХСС — в Германии, Христианские демократы — в Италии). Другая партия отстаивает интересы левых сил (Лейбористы — в Великобритании, СДПГ — в Германии и т.д.). В условиях многопартийной системы ни одна из партий не обладает подавляющей поддержкой населения и не может претендовать на монопольное обладание властью. Как правило, это имеет место в парламентских республиках, где партии вынуждены объединяться в коалиции для формирования правительства. Очень часто это влечет за собой неустойчивость, отсутствие политической стабильности. Согласно российскому Федеральному закону «О политических партиях», политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Данный закон нормирует следующие положения.
В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», основными целями политической партии являются:
При этом Закон запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Кроме того, Закон «О политических партиях» запрещает деятельность политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных организациях. Подводя итог рассмотрению политических партий, следует еще раз напомнить об их особой роли в развитии политического процесса. Именно политические партии являются посредником (обеспечивают связь) между государством и гражданским обществом, добиваются выполнения требований населения органами власти, осуществляют контроль за деятельностью последних. Без политических партий невозможно нормальное функционирование демократии, становление правового государства. Выборы и избирательные системы
Выборы в современном обществе являются важнейшим элементом политической сферы и политических процессов. Главными функциями выборов в органы политической власти являются:
Выборы в органы власти подразделяются по уровням и по ветвям власти. По уровням выделяются:
По ветвям власти выделяются:
Правовые нормы, на которых основываются демократические выборы, составляют избирательное право. Оно определяет принципы и условия участия в формировании избирательных органов, организацию и процедуру самих выборов, а также порядок отзыва выборных лиц. Избирательное право, в свою очередь, подразделяется на объективное и субъективное. Объективное избирательное право — это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Субъективное избирательное право подразумевает как право избирать, т.е. участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления (активное избирательное право), так и право быть избранным в данные органы (пассивное избирательное право). Наряду с референдумом выборы являются высшей формой народовластия. В России основные принципы избирательного права определяются Конституцией РФ и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». К основным принципам демократического избирательного права здесь отнесено:
В современных обществах, по мере распространения всеобщего избирательного права, возникли разнообразные избирательные системы, сложились различные системы подсчета голосов и распределения мест в органах власти (парламентах). В этой связи избирательные системы, существующие в различных странах, образуют совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе выборов, а так же порядок формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления и распределения мест в них после определения результатов голосования. К основным видам избирательных систем относятся мажоритарная система, пропорциональная система и смешанная система. Разберем специфику каждой из них. Мажоритарная избирательная система — способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных (законодательных) органах, при котором депутатское место в каждом избирательном округе достается кандидату, получившему установленное большинство голосов. Кандидаты, собравшие меньшинство голосов, не могут быть избраны. Мажоритарная система чаще применяется в тех избирательных округах, которые называются одномандатными. В одномандатном округе каждая политическая партия выставляет только одного кандидата, но могут участвовать в выборах и независимые, беспартийные кандидаты. Реже мажоритарная система действует в многомандатных округах, когда партия выставляет целый список своих кандидатов, а избиратель голосует за список в целом. Типами мажоритарной избирательной системы являются система относительного большинства, система абсолютного большинства и система квалифицированного большинства. При системе относительного большинства избранным считается кандидат, собравший больше действительных голосов, чем любой другой кандидат в отдельности (N + 1). В ситуации ведения борьбы кандидатов от 3-х и более партий, избранным оказывается кандидат, собравшим фактически менее половины поданных по избирательному округу голосов, но больше, чем другие кандидаты. Данная система действует, например, в США, Канаде, Индии, а в Российской Федерации она применялась при выборах депутатов Государственной Думы до принятия нового законодательства о выборах в 2005 г. При системе относительного большинства для политических партий важнейшей задачей является победа как можно в большем числе избирательных округов, хотя бы с минимальным перевесом в каждом. При системе абсолютного большинства кандидатам необходимо собрать в избирательном округе более половины действительных голосов (50% + 1 голос). В случае, если никто из кандидатов не соберет подобного числа голосов, законом может быть предусмотрен второй тур голосования. Во второй тур выходят только два кандидата, набравших наибольшее число голосов в первом туре. Но могут быть объявлены и повторные выборы при наличии трех и более кандидатов. В этом случае избранным оказывается кандидат, получивший относительное большинство голосов. При системе квалифицированного большинства победитель на выборах должен получить установленное законом определенное большинство голосов избирателей, например — 2/3, 3/4, и т.п. Система квалифицированного большинства применяется достаточно редко. В целом, при мажоритарной системе преимущество получают крупные политические партии. Как правило, она сочетается с двухпартийной системой. Пропорциональная избирательная система — это способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в представительных (законодательных) органах власти, основанный на принципе пропорциональности между числом поданных за партию голосов и полученных ею депутатских мандатов. В этом случае, избиратель голосует за список политической партии, которой доверяет. Для получения депутатских мандатов необходимо набрать отведенный законом минимум (в %) голосов избирателей. В зависимости от уровня голосования пропорциональная избирательная система подразделяется на общенациональную, и в пределах многомандатного округа. В первом случае избирательные округа не выделяются, а избиратели голосуют за партийный список в масштабе всей страны. Во втором случае избиратели голосуют за представителей партии в масштабе округа, при этом места распределяются в зависимости от влияния и доверия к политической партии в округе. При пропорциональной системе увеличивается возможность представительства мелких партий в парламенте. Как правило, пропорциональная система сочетается с устойчивой многопартийной системой страны. Смешанная избирательная система сочетает в себе признаки как мажоритарной, так и пропорциональной систем. То есть, часть депутатских мест завоевывается по мажоритарной избирательной системе, а другая часть — по пропорциональной (например, 50 / 50 %). В России смешанная избирательная система при выборах в Государственную Думу применялась в 1990-х — начале 2000-х гг.: 225 депутатов избирались на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатном округам, а 225 — на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. Но принятый в 2005 г. был новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», изменил порядок выборов в нижнюю палату парламента. Согласно закону, депутаты Государственной Думы должны избираться на основе пропорциональной избирательной системы по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. После внесенных в 2009 г. поправок в Конституцию РФ, депутаты Государственной Думы избираются сроком на 5 лет. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ, причем данное решение должно быть принято Президентом не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Согласно закону, право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы принадлежит только политическим партиям в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. В соответствии с законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», запрещается проводить предвыборную агитацию органам государственной власти, органам местного самоуправления, лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, воинскими частями и военным учреждениям и организациям, благотворительным и религиозным организациям, избирательным комиссиям, международным организациям и международным общественным движениям. Общие результаты выборов устанавливаются Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ не позднее чем через две недели и публикуются в течение трех недель со дня голосования. По Закону «О выборах Президента РФ» выборы Президента Российской Федерации проводятся по мажоритарной избирательной системе. В первом туре голосования действует система абсолютного большинства, во втором туре — мажоритарная система относительного большинства. При этом, второй тур может и не проводиться, если кандидат в первом туре набрал более 50% действительных голосов российских избирателей. Согласно поправкам в Конституции 2009 г., Президент Российской Федерации РФ избирается сроком на шесть лет. Контрольные вопросы.
| |
Просмотров: 5106 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |