menu
person

Свержение монгольского иго
[ Скачать с сервера (7.65 Mb) ]09.11.2014, 00:56

Презентация по истории России "Свержение монгольского иго". Сайт Светочъ

Свержение ордынского ига

От Куликовской битвы до стояния на Угре
Победа русских воинов на Куликовом поле 8 сентября 1380 года предвозвестила падение монголо-татарского владычества на Руси. Окончательное же свержение ордынского ига произошло сто лет спустя. В 1480 году воинство хана Ахмата подошло к устью реки Угры, однако на этот раз татары не осмелились вступить в решающий бой. Простояв некоторое время на виду у русского воинства и сделав несколько попыток переправиться через реку, татары отступили. Это событие названо историками «Стоянием на Угре». Так закончилось на Руси иго монголо-татар. Но в течение этого столетия — от Куликовской битвы до Стояния на Угре — ордынские ханы продолжали считать, что только им принадлежит право решать споры между русскими князьями и что только с их разрешения может занять свой престол великий московский князь. Как и до Куликовского поражения, Золотая Орда ожидала и требовала дани с Русской земли, а поэтому русские князья именовались ее данниками.

Становление Московского государства
Чтобы сохранить или укрепить свое господство над русскими землями, ордынские ханы вступали в сговор с враждебным Москве Литовским княжеством или с теми русскими князьями, которые не желали возвышения Москвы. Если дипломатических мер и прямых угроз бывало недостаточно, то снаряжалась рать и предпринимался очередной военный поход. Ханы отправляли на Русь карательные отряды, когда приостанавливалась выплата дани, когда русские князья не шли на поклон к хану в Орду или когда великокняжеский престол занимал новый князь без разрешения хана. Особенно часто подвергалась военным угрозам Москва, вокруг которой в течение 15-го столетия постепенно собирались и объединялись другие русские княжества. Так в XV веке с возвышением Москвы и ослаблением зависимости Руси от Золотой Орды происходит становление Московского государства. В конце этого столетия рождается и новое наименование нашего Отечества — Россия. Стояние на Угре ознаменовало окончательное падение монголо-татарского ига. Начало же освобождению Русской земли было положено на Куликовом поле. Там был сделан решающий шаг к полной независимости от Орды. Поэтому историк В.О. Ключевский написал, что Московское государство «родилось на Куликовом поле».

Нашествие хана Тохтамыша в 1382 году
После Куликовской битвы великого князя Дмитрия Донского ожидали многие испытания. Но самым тяжким из них было нашествие Тохтамыша. Новый золотоордынский хан Тохтамыш, победивший Мамая, решил предпринять неожиданное нападение на Москву. Сохранилась летописная повесть «О приходе Тохтамыша-царя, и о пленении им, и о взятии Москвы». Предвестием этого бедствия, как указывается в самом начале повести, было многократное появление кометы: «...являлось знамение на небе на востоке перед раннею зарею: звезда некая, как бы хвостатая и как бы подобная копью, иногда в вечерней заре, иногда же в утренней; и так много раз бывало». Древнерусские летописцы были очень внимательны к подобным предвестиям. Направлялся к Москве Тохтамыш «со всеми силами своими». «Вел же войско стремительно и тайно, с такою коварной хитростью — не давал вестям обгонять себя, чтоб не услышали на Руси о походе его». Хотелось ему вновь пленить землю Русскую, взять каменный град Москву, да и захватить князя Дмитрия. Воспользовавшись тайными бродами через Оку, воинство Тохтамыша почти внезапно появилось у стен Москвы. Русская земля была еще в изнеможении после Куликовской битвы. Кроме того, разногласия среди бояр помешали великому князю Дмитрию собрать достаточное войско для отпора татарам. Поэтому Дмитрий Донской скоро сам поехал в Переславль, а потом в Кострому собирать полки. Между тем Тохтамыш взял Серпухов и напал на Москву, где без великого князя наступило сильное замешательство и волнение. «Были люди в смятении, подобно овцам, не имеющим пастуха», — говорит летопись.

Сожжение Москвы Тохтамышем
23 августа показались передовые татарские отряды. Посланцы Тохтамыша подъехали к Кремлю и спросили: «Есть ли здесь князь Дмитрий?». Из города отвечали: «Нет!». Тогда татары, отступив немного, стали объезжать город, чтобы рассмотреть подступы, рвы и ворота. На другой день, 24 августа, подошел к Кремлю сам Тохтамыш со всем своим войском и началась осада Москвы. Три дня держался город, но на четвертый день татары проникли в Кремль. Для этого они пошли на хитрость, уговорив быть посредниками суздальских и нижегородских князей, находившихся на стороне Тохтамыша. Эти русские князья говорили осажденным, что Тохтамыш требует только великого князя, на которого он «враждуя ополчился». А всем людям хан обещает помилование, если они выйдут к нему с почестями и дарами. «Вам он дарует мир и любовь свою, а вы ему ворота городские отворите». Москвичи поверили этим князьям и были тяжко наказаны за свою доверчивость. Как только Остей и другие жители осажденной Москвы вышли из города, татары нарушили свои обещания. Сначала они убили Остея, затем начали безжалостно рубить духовенство, а дальше началось поголовное истребление жителей Москвы. Воины Тохтамыша разграбили храмы, взяли княжескую казну, отобрали имения богатых людей и расхитили многочисленные сокровища и драгоценности. «Книги же, в бесчисленном множестве снесенные со всего города и сел и в соборных церквах до самых стропил наложенные, отправленные сюда сохранения ради — те все до единой погубили». Всех потерь, как свидетельствовал летописец, было не счесть. Но самая невосполнимая потеря — это драгоценные рукописные книги, в которых вполне могли оказаться сочинения, имевшиеся в единственном экземпляре.

Конец Тохтамыша
После захвата Москвы отряды Тохтамыша рассыпались по Русской земле. Опять запылали города, вновь полилась кровь защитников Отечества. Но вот один из отрядов на пути к Волоколамску встретился с отрядом героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Храброго. Русские обратили этот отряд ордынцев в бегство. А когда Тохтамыш узнал, что на него с севера движется со своими войсками князь Дмитрий Иванович, то он поспешил увести свои войска с Русской земли. После Куликова поля Орда боялась открытого сражения с русскими войсками. Дань еще приходилось платить Орде, но на Руси уже все знали, что татарское войско побеждать возможно. В 1395 году хан Тохтамыш был разбит другим завоевателем — легендарным Тамерланом, который сжег столицу Золотой Орды и город Астрахань. В 1395 году Тамерлан неожиданно вышел к городу Ельцу, разграбил его и, простояв у Дона около двух недель, повернул в Крым. События, связанные с нашествием Тамерлана, описаны в «Повести о Темир-Аксаке».

Нашествие Едигея в 1408 году
Среди исторических повестей XV века сохранилось сказание «О Едигее, князе Ордынском, который разорил Московскую землю». В сказании Едигей представлен как «самый великий из всех князей ордынских, который всем царством один правил и по своей воле сажал на царство кого хотел». «Всем царством» означает — всей Золотой Ордой. Действительно, Едигей, бывший сподвижник Тамерлана, не будучи ханом, правил Ордой, как это делал в свое время Мамай. В этом древнем сказании Едигей называется «враждолюбцем», потому что он старался учинить вражду между Витовтом, князем литовским, и московским великим князем.
Василий I Дмитриевич был женат на дочери литовского князя Витовта (в 1391). Однако это не помешало ему вести военные действия с Литвой. В 1408 завершил военные столкновения и подписал с Витовтом мирный договор на р.Угре.
Едигей негодовал на князя московского Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, за то, что тот не посылал ему ни даров, ни послов. Обманув великого князя, что идет со всеми силами на Витовта, Едигей, подобно Тохтамышу, с большой скоростью скрытно устремился на Москву и подошел к ней 30 ноября 1408 года.

Защита Москвы князем Владимиром Серпуховским
Не успел князь Василий собрать дружину, как Москва подверглась осаде. Защиту Москвы великий князь поручил Владимиру Андреевичу Храброму, а сам отправился собирать полки и приказал выжечь кругом Москвы все посады. «Горестно было смотреть, как чудные церкви, созидаемые веками и своим возвышенным положением придававшие красоту и величие городу, в одно мгновение исчезали в пламени, как величие и красоту Москвы и чудные храмы поглощает огонь», — говорится в сказании. Посады были сожжены русскими для удобства обороны крепостных стен Кремля: не посмели татары стать близ города из-за городских орудий и стрельбы с городских стен. Тысячи беззащитных жителей попали в плен, многих обратили в бегство. Завоевали Переславль, сожгли Ростов, разгромили Нижний Новгород. А Москва не покорилась Едигею. Владимир Андреевич Храбрый укрепил стены города, поставил на них пушки и пищали — тяжелые ружья. Наконец после месячной осады Едигей получил плохие вести из ханской столицы и вынужден был отступить от Москвы. Он написал гневное письмо Василию Дмитриевичу, в котором упрекал его за гордость и велел подчиниться. Но великий князь не послушал Едигея. В начавшейся вскоре смуте в Золотой Орде Едигей потерял власть и впоследствии был убит одним из сыновей Тохтамыша. «В тот же год была большая дороговизна на всякую пищу. Многие христиане умерли от голода, а продавцы хлеба обогатились», — пишет автор сказания о нашествии Едигея. Образцом беспристрастности для этого автора послужила «Повесть временных лет», названная «Начальной Киевской летописью», «которая, ничего не тая, описывает все бренное, земное. Да и наши властители, не гневаясь, повелевали описывать все происходящее, доброе и худое, что и другим после них образцом будет». Нашествие Едигея — одна из последних попыток силой заставить Москву вновь платить дань — показало, что могуществу золотоордынских ханов приближается конец.

Неудачные походы хана Ахмата
Конец ордынскому господству на Руси был положен при великом князе Московском Иване III, который вступил на великокняжеский престол еще как данник Орды, а завершил свое правление как Государь всея Руси и самодержец, то есть независимый и единодержавный властелин Русской земли. Ахмат, хан «двенадцати морей и семидесяти орд», как он сам себя называл, зорко следил за возвышением Московского княжества. Он готовил новый поход на Русь, но сама Золотая Орда все больше приходила в упадок. Например, летом 1471 года, когда войско хана находилось на кочевье, вятчане во главе со своим воеводой Костей Юрьевым неожиданным ударом захватили столицу Золотой Орды Сарай. Такое неожиданное нападение заставило Ахмата отказаться от немедленного похода на Русь. Летом 1472 года хан Ахмат «со многими силами» достиг города Алексина, но встретил там героическое сопротивление. Отказавшийся сдаться город был сожжен вместе с его жителями. Когда-то в начале монголо-татарского ига необыкновенное сопротивление оказал орде Батыя маленький Козельск. Теперь, когда близился конец ордынского ига, такое же сопротивление полчищам хана Ахмата оказал маленький город Алексин. В целом поход Ахмата оказался неудачным.

Стояние на реке Угре
В 1480 году хан Ахмат вновь идет на Русь, но теперь уже «со всеми князьями и силами ордынскими». Летописи сообщают причину нового военного похода: хан Ахмат обвинял великого князя, что тот «не дает ему дани девятый год». Сначала хан Ахмат через послов стал звать великого князя Ивана III в Орду. В отличие от всех своих предшественников Иван III не только прекратил «ордынский выход», то есть уплату дани, но и ни разу не ездил к хану. Хан Ахмат, разгромив крымского хана Менгли-Гирея и усилив свои полки, надеялся на уступчивость Москвы. Как наследник Чингисхана, хан Ахмат захотел возродить власть Орды над Русью. Момент для нападения он выбрал весьма удачно, так как западным границам Руси угрожала опасность от немцев и литовцев. В отличие от Тохтамыша и Едигея хан Ахмат не рассчитывал на внезапность нападения. Медленно двигались огромные полки Ахмата вверх по берегам Дона, а русские войска развертывали оборону по Оке. Хан Ахмат дошел до устья реки Угры, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынская конница форсировала Угру, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к Москве. Тридцать лет уже не было вражеских войск под стенами Москвы. Выросло поколение русских людей, ни разу не видевших ордынцев на родной земле. И вдруг возникшая опасность вновь заставила ради обороны жечь самим посады и спасать имущество. Некоторые приближенные великого князя стали уговаривать его сдаться на милость хана Ахмата, но ростовский архиепископ Вассиан, напротив, в своем послании к князю уговаривал его выйти навстречу хану и стоять за землю Русскую, подражая своим прародителям Игорю, Святославу, Владимиру Великому, а также Владимиру Мономаху. Указывал епископ в своем послании и на пример великого князя Дмитрия Донского. Русские военачальники, удачно расставив войска, перекрыли татарам броды и переходы через реку. В октябре хан Ахмат несколько раз пытался перейти Угру, но напрасно ордынские всадники устремлялись к бродам. Четыре дня шли бои за переправы через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописцев, не было мирным и тихим. Русские войска с напряжением ожидали вражеских атак, через узкую реку летели стрелы и ядра. Напрасно ждал хан Ахмат помощи от литовского князя Казимира.

Свержение ордынского ига
В «Повести о стоянии на Угре» говорится: «Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река».
На месте древнего города Опаков, где отряды хана Ахмета предприняли в 1480 году неудачную попытку переправиться на левый берег реки Угры, и были остановлены войском Ивана III, сейчас стоит село Палатки. Согласно Симеоновской летописи, в 1493 — 1494 годах Опаков принадлежал Литве, а по перемирной грамоте от марта 1503 года отошел Москве. В 1565 году город был включен в опричнину... Во время Великой Отечественной войны за село Палатки шли кровопролитные бои, и рядом с церковью конца XVIII века находится братская могила, где захоронены 420 солдат и офицеров, павших в боях.
Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

В Москве же, как говорится в повести, в это время все пребывали в страхе, «помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу Вседержителю и Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, Преславной Богородице». И далее в «Повести о стоянии на Угре» рассказывается о том, как древнерусский писатель воспринимал исход этого стояния. «Тогда-то и свершилось преславное чудо Пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом побежали». В одной летописи говорится, что «царь побежал ноября в 11 день», а в другой, что «царь Ахмат побежал месяца ноября в 10 день». Историки считают, что здесь нет противоречия, так как отступление войска, растянутого на много десятков километров, могло начаться не одновременно. 243 года над Русью тяготело монголо-татарское иго. Бегство хана Ахмата ознаменовало крушение империи Золотой Орды. Русские войска с победой возвращались домой. «И возрадовавшеся вси люди радостию велиею зело», — писал летописец. Русь стала свободной! Казалось, после стольких веков рабства не поднимется, не выпрямится земля Русская, упоенная кровью, усыпанная пеплом, ставшая «жилищем рабов ханских». Но совершилось чудо: возвысился едва известный ранее городок по имени Москва и спас Отечество. Так писал историк Н.М. Карамзин о возрождении Российского государства после страшного монголо-татарского ига.

Категория: История 6 класс | Добавил: Vagu | Теги: презентация, иго, история, Россия, монгольское
Просмотров: 5244 | Загрузок: 1889 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]