menu
person

Конституции России
29.09.2016, 19:18

Основные этапы развития Конституции РФ
План:

  1. Понятие и сущность Конституции РФ. Виды конституций.

  2. Основные этапы развития Российской Конституции. Конституции России 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 г.: основные черты и особенности.

  3. Структура и содержание Конституции РФ.

1 вопрос: Понятие и сущность Конституции РФ


Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» и означаетустановление.
Конституция РФ– это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Через понятие конституции раскрываются те общие черты, которые ставят ее на особое место в иерархии нормативных правовых актов, а сущность конституции позволяет определить, чью волю она выражает.
В науке конституционного права по вопросу о сущности конституции разработаны различные теории, выводы которых далеко не одинаковы.
Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции какобщественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
Согласнотеологической теорииконституция есть воплощение божественной воли, она содержит идеи высшей справедливости, разума.
Теоретикам школы естественного праваконституция представляется как акт, реализующий многовековой опыт признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, данных ему от рождения, принципов его взаимодействия с обществом и государством.
Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей, согласно которым конституция выступает в роли ограничителя воли органов государственной воли.
Марксистско-ленинская (классовая)теория основывалась на принципах конституционного закрепления воли не всего общества, а только господствующего класса, т.е. является классовой по своей сущности. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая форма которой по своей сущности отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.
В сущности Конституции РФ 1993 г. заложеныобщедемократические начала.По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Классификация конституций (виды):

  1. В зависимости от формы:

а) писаная конституция;
б) неписаная конституция.
Писаная конституция – это особый законодательный акт, который официально провозглашен основным законом страны, обладающий высшей юридической силой. Например, конституции Франции, Австрии, Дании, Италии, России.
Неписанная конституция – это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев.
Неписанные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они существуют только в Великобритании и Новой Зеландии.

  1. По порядку их установления (издания):

а) октроированные (дарованные, монархические) конституции;
б) неоктроированные конституции.
Октроированные – это конституции, издаваемые главой государства без участия представительных органов или дарованные властью монарха.
Неоктроированные конституции – это конституции, принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или путем референдума.

  1. По способу изменения, внесения поправок и дополнений:

а) гибкие;
б) жесткие.
Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы.
Жесткиеконституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем принятый для обычной законодательной процедуры.
Жесткими являются конституции РФ, США, Италии, Японии, Дании и др.
В конституцияхсмешанного типаразличные их части изменяются по-разному.

  1. В зависимости от времени действия:

а) постоянные;
б) временные.
Постоянная конституция – это такая конституция, в которой не устанавливается заранее каких – либо хронологических границ ее действия.
Временная конституция ограничивает срок своего действия или устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией.

  1. В зависимости от реальности конституционных норм:

а) юридические конституции;
б) фактические конституции
Юридическая(или формальная) конституция – это правовой документ, обладающий определенными особенностями формы и содержания, порядка принятия и изменения, а также особой юридической силой. Конституция стоит во главе системы источников отрасли конституционного права и содержит его исходные начала.
Фактическая конституция – это реально существующие основы общественного и государственного строя, правового положения личности, система социально-экономических и политико-правовых отношений, которые оказывают непосредственное воздействие на юридическую конституцию.

2 вопрос: Основные этапы развития Российской Конституции.
 Конституции России 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 г.:
 основные черты и особенности

В истории РФ насчитывается пять конституций – соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая Конституция 1993 г.
Конституция РСФСР 1918 г.– первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота. В основу проекта первой Конституции была положена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой III Всероссийским Съездом Советов Рабочих и Солдатских Депутатов 13 января 1918 г., которая объявляла Россию Республикой Советов.
Конституция РСФСР 1918 г. имела следующие особенности:

  1. первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, она определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, опиралась на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 г.;

  2. имела открыто классовый характер, в ней полностью отрицались общедемократические начала о народе как носители и источнике суверенитета государства;

  3. специфической чертой Конституции 1918 г. является то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера;

  4. открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя, эта черта не характерна для последующих советских конституций (например, конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее насильственное безвозмездное изъятие).

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.
Причиной замены Конституции 1918 г.Конституцией РСФСР 1925 г. явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в СССР.
В значительной мере текст этой Конституции схож с текстом Конституции 1918 г. Но в ней присутствовали определенные новшества в структуре и содержании.
Конституция РСФСР 1925 г. имеласледующие особенности:

  1. в ней отражен факт вхождения РСФСР в Союз ССР;

  2. в связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федерации в отношении них, появилась глава 4 «Об автономных советских социалистических республиках и областях», т.к. они появились в РСФСР начиная с 1919 г.

  3. в Конституции РСФСР 1925 г. подробно регламентировалась компетенция Всероссийского съезда Советов и Всероссийского центрального исполнительного комитета.

В 1936 г. страна вступила в новый этап своего развития, знаменовавшийся полной ликвидацией эксплуататорских классов, что привело к значительному расширению социалистической демократии. Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена 21 января 1937 г. Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов.
Конституцию 1937 г. отличают следующие черты:

  1. в связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде (равноправие граждан только независимо от их национальности и расы);

  2. впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей, в частности, впервые было закреплено право на труд;

  3. Конституция приобрела более совершенный вид, т.к. в них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы;

  4. впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР;

  5. значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции 1937 г. отражено собственное федеративное устройство РСФР.

Конституция 1978 г. была принята Верховным Советом РСФСР. На последних этапах своего существования, в отличии от прежних, она была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным образом.
Основные черты Конституции РСФСР 1978 г.:

    1. Конституции был присущ классовый характер (например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937 г.

    2. Конституция закрепила более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья и др. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

    3. Конституция 1978 г. изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 г., в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку (например, в раздел 1 «Основы общественного строя и политики» были введены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура» и др.).

    4. Конституция 1978 г. впервые в прямой форме установила, что РСФР является суверенным государством.

    5. Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым.

    6. В этой Конституции еще более откровенно и прямо отражалась роль коммунистической партии, которая является ядром политической системы.

Новая конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 г. Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны.

3 вопрос: Структура и содержание Конституции РФ

Под структурой конституциипонимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
Конституция РФ 1993 г. включает преамбулу, 2 раздела: раздел первый состоит из 9 глав и 137 статей, раздел второй содержит «Заключительные и переходные положения» и состоит из 9 пунктов.
Преамбула Конституции РФ – это вводный текст, имеющий обычно политическую направленность. Текст преамбулы невелик по объему, но содержит принципиальные положения, объясняющие цель принятия Конституции, отражающие идеи приоритета прав и свобод человека и гражданина, сохранения исторически сложившегося государственного единства России.
Раздел первый Конституции РФ не имеет названия, включает 9 глав:

  1. Основы конституционного строя

  2. Права и свободы человека и гражданина

  3. Федеративное устройство

  4. Президент РФ

  5. Федеральное Собрание

  6. Правительство РФ

  7. Судебная власть

  8. Местное самоуправление

  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Раздел второй конституции также не имеет названия, содержит «Заключительные и переходные положения».
В истории российской конституции появился впервые. Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой. Раздел второй определяет порядок применения законодательства, принятого до вступления Конституции в силу. Многие положения этого раздела уже потеряли свою силу, поскольку Россия миновала переходный период, существенно обновлено текущее законодательство.

Теоретические основы Конституции РФ

План:


1)Основные черты и юридические свойства Конституции РФ.

2) Правовая охрана и толкование Конституции РФ.

3) Функции Конституции РФ.

4) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

1 вопрос: Основные черты и юридические свойства Конституции РФ
Основными чертами Конституции РФ можно назвать:


1. Народность Конституции (особый субъектный состав, устанавливающий Конституцию).
Народность Конституции выражается в том, что в ней получает выражение государственная воля народа, впервые в конституционной истории нашей страны проголосовавшего за принятие Конституции на референдуме. Народность Конституции проявляется также в том, что ее нормы устанавливают, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции).
2. Реальность Конституции России выражается в том, что ее предписания гарантированы государственными и общественными структурами и реально исполнимы.
Реальность Конституции РФ имеет несколько аспектов:
а) соответствие предписаний Конституции характеру общественных отношений, которые сложились в России к моменту ее принятия;
б) учет конкретных исторических, политических, географических особенностей РФ;
в) предвидение социальных последствий, действий конституционных установлений;
г) гарантированность Конституции, установление ее высшей юридической силы.
3. Прямое действие Конституции РФ означает, что ее нормы обязательны для органов государства, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. Конституционные нормы оказывают прямое влияние на судебную практику, поскольку гражданин, чьи права нарушены, может обратиться в суд за защитой прав, ссылаясь при этом на соответствующие статьи Конституции РФ. Суды же, вынося решения, также обосновывают их прямыми ссылками на Конституцию.
4. Преемственность как одна из основных черт Конституции означает, что каждая вновь принимаемая Конституция связана с предшествующими, сохраняет правовые традиции и принципы, которые были созданы в процессе деятельности личности, общества, государства. Наиболее ярко идеи преемственности Конституции РФ выражены в ее преамбуле. С советскими конституциями преемственность поверхностна.
5. Стабильность Конституции РФ. Стабильность Конституции РФ означает ее неизменность в течение длительного времени. Стабильность конституции должна сочетаться с ее динамизмом, поскольку «заморозить» текст конституции невозможно. Но изменения не должны быть частыми, иначе это сводит на нет сам принцип стабильности.
6.  Легитимность Конституции органически связана с ее народностью.
Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции.
Юридические свойства Конституции РФ
Юридические свойства вытекают из сущностных черт Конституции РФ.
Юридические свойства Конституции РФ – это особенности Конституции РФ, которые отличают ее от иных нормативных правовых актов текущего законодательства.
К юридическим свойствам Конституции относятся:
1. Конституция РФ представляет собой нормативный правовой акт. Следовательно, Конституция РФ:
а) состоит из норм права, которые носят общеобязательный характер;
б) адресована неопределенному кругу лиц;
в) действие норм Конституции обеспечивается принудительной силой государства.
2. Верховенство Конституции. Верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению к любым нормативным правовым актам государства. Конституция РФ прямо закрепляет это свойство в ч. 2 ст. 4: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ». Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15). Верховенство Конституции также означает, что любое действие органа государственной власти или местного самоуправления, их должностных лиц должно соответствовать конституции, не противоречить ей.
Гарантиями обеспечения верховенства Конституции РФ выступают:
а) конституционный контроль, который в России осуществляется Конституционным Судом РФ, большинство полномочий которого направлены на обеспечение верховенства Конституции в системе действующего законодательства.
б) право Президента РФ отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Основному закону страны, а также право приостанавливать действие противоречащих Конституции актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 115; ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).
3. Конституция РФ является базой текущего законодательства. Это означает, что конституционные принципы и положения играют направляющую роль для законодательной деятельности.
4. Действие Конституции РФ на всей территории России.
5. Особый порядок пересмотра, внесение поправок и изменений в Конституцию РФ.
Конституция России относится к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, изменения и дополнения.
6.    Особая правовая охрана Конституции РФ.
Таковы основные юридические свойства конституции, которые предопределяют ее характеристику как особого правового акта.

 2 вопрос: Правовая охрана и толкование Конституции РФ


Подправовой охранойпонимается совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечиваются выполнение всех конституционных норм и строгое соблюдение режима конституционной законности.
Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм.
Таким образом, охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных правонарушений, а защита Конституции РФ начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.
Охрана и защита Конституции РФ являются прерогативой Конституционного Суда РФ, являющегося судебным органом конституционного контроля.
Таким образом, элементом  правовой охраны и защиты Конституции является: конституционный контроль.
Конституционный контроль– это форма проверки на соответствие Конституции РФ нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти.
Правовым последствием признания закона неконституционным является то, что он теряет юридическую силу и перестает применяться.
Конституционный контроль можноклассифицировать по ряду признаков:
1.По времени осуществления:
а) предварительный (превентивный, предупредительный) контроль, при котором акт проверяется до его вступления в силу;
б) последующий (репрессивный) конституционный контроль, который распространяется на вступившие в силу акты, юридически действующие.
2.По форме:
а) абстрактный контроль, означающий проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом;
б) конкретный контроль, который осуществляется только в связи с каким-то (чаще всего судебным) делом, при разрешении которого подлежат применению определенная норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности.
3.По содержанию:
а) формальный контроль, при котором проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституционности;
б) материальный контроль, который имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.
4.По месту осуществления:
а) внутренний контроль, проводимый самим органом, издавшим акт;
б) внешний контроль, проводимый иным органом.
5.С точки зрения правовых последствий:
а) консультативный – решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой;
б) постановляющий контроль – решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, т.е. если оно объявляеь акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу).
Правом запросао соответствии Конституции РФ того или иного акта обладают: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).
Кобъектамконституционного контроля относятся:
1) федеральные конституционные законы;
2) федеральные законы;
3) внутригосударственные договоры;
4) акты палат Федерального Собрания;
5) нормативные акты Президента РФ;
6) нормативные правовые акты Правительства РФ;
7) конституции республик, уставы конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов;
8) не вступившие в силу международные договоры РФ.

Таким образом, субъектами правовой охраны Конституции РФявляются:

  • Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ).

  • Президент РФ, являющийся гарантом Конституции РФ, обязанный соблюдать и защищать ее, вправе отменять акты Правительства РФ, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в случае противоречия их федеральной Конституции (ст. 80, ст. 85 ч. 2).

  • Прокуратура РФ, в порядке конституционного надзора.

  • Уполномоченный по правам человека.

         Правовая охрана обеспечивается:

  • Конституционной присягой

  • Планирование и совершенствование законодательства.

Толкование Конституции РФ
Необходимость института официального толкования Конституции вызывается целым рядом причин:

    • краткость изложения правоустанавливающих положений;

    • многозначности используемых в ней терминов;

    • недостаточная согласованность норм Конституции РФ;

    • несовершенство законодательной техники, наличие прямых пробелов.

Действующая Конституция закрепила функцию толкования Конституции за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125).
К органам, полномочным обращаться с запросами в Конституционный Суд по этим вопросам, относятся:

  • Президент РФ

  • Совет Федерации РФ

  • Государственная Дума

  • Правительство РФ

  • Органы законодательной власти субъектов РФ

Конституционный Суд РФ по собственной инициативе не может проводить толкование Конституции РФ.
Вопросы толкования Конституции рассматриваются только на пленарных заседаниях Конституционного Суда (а не в его палатах).
Давая толкование конституционных норм, Конституционный Суд РФ  применяет самые различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический, специально-юридический и др.

 3 вопрос: Функции Конституции РФ


К функциям Конституции относят:
1) Учредительная функция. Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества.
Так, Конституция РФ в политической сфере закрепила идеологическое и политическое многообразие, предоставила гражданину личные и политические права.
Нормы Конституции РФ выполняют роль фактического учредителя: Конституция предусмотрела создание новых государственных органов: Федерального Собрания РФ, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека.
2) Юридическая функция Конституции РФ заключается в том, что она является Основным законом, первостепенным источником права, регулятором фундаментальных общественных отношений, основой правовой системы страны. Принятие Конституции РФ рождает необходимость приведения в соответствие с ней всего массива законодательства, принятие новых нормативных правовых актов.
3) Социально-политическая функция. Конституция РФ создает правовую основу для развития не только государства, но и всего общества. Она определяет основы политической системы, основное внимание уделяя ее центральному звену – государству, а также другим ее субъектам, устанавливая принципы многопартийности и свободы объединения, определяет рамки избирательной системы.
4) Суть идеологической функции Конституции РФ заключается в том, что она признает идеологическое многообразие, закрепляя, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной, государственной.

 4 вопрос: Конституционные поправки и
пересмотр Конституции РФ

Важнейшим свойством Конституции является ее стабильность. Правовой гарантией стабильности Конституции РФ служит особый, жесткий порядок принятия поправок и ее пересмотра.
В Конституции РФ 1993 г. выделена отдельная глава, посвященная конституционным поправкам и пересмотру Конституции.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ в соответствии сост. 134Конституции могут вносить только Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Анализ гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены следующие режимы внесения новых положений в ее текст:
а) пересмотр всего текста Конституции,
б) внесение поправок в гл. 3-8;
в) внесение изменений в ст. 65.
Условияпересмотра определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Положения этих глав не могут быть пересмотрены даже высшим законодательным (представительным) органом России – Федеральным Собранием.
Однако законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшие движение только в случае его поддержки 3/5 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Если это условие соблюдено, то должно быть созвано Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции России.
Проект новой Конституции РФ принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Конституционное Собрание должно созываться в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде». Пока такой закон не принят, созыв Конституционного Собрания невозможен.
Конституционное Собрание наделено статусом специально созываемого только для определенной цели органа – оставить основополагающие главы действующей Конституции без изменений либо разработать проект и принять новую Конституцию РФ.
Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3-8 (т.е. к главам, определяющим федеративное устройство России, правовой статус Президента, Федерального Собрания, Правительства, судов РФ, также основы правового статуса органов местного самоуправления).
Поправки принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.
Подобна процедура принятия поправок к главам 3-8 Конституции РФ устанавливается Федеральным законом от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ. Причем под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции РФ: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции РФ. Указанный закон РФ о поправке к Конституции РФ получает наименование, отражающее суть данной поправки.
Принятый Федеральным Собранием закон не позднее 5 дней со дня принятия направляется Председателем Совета Федерации в законодательные органы субъектов РФ для рассмотрения.
Законодательный орган субъекта РФ обязан рассмотреть закон РФ о поправке к Конституции РФ в срок не позднее одного года со дня его принятия. Одобренный законодательными органами не менее чем 2/3 субъектов РФ закон в течение 7 дней со дня установления результатов его рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу. Принятая поправка  подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции РФ.
Если закон РФ о поправке не получит одобрения законодательных (представительных) органов не менее чем 2/3 субъектов РФ, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через один год со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Изменение положений Конституции относятся к нормам ст. 65, определяющей состав РФ. Статья 137 Конституции РФ, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи:

  • принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ;

  • изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ

  • изменения наименования субъекта.

Изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ и вхождение в ее состав нового субъекта оформляется путем принятия федерального конституционного закона.
Подробно условия и процедура принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ регулируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ».
Принятие в РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.
Образование в составе РФ нового субъекта – процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностранного государства или его части. Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ и повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежит объединению.
Простое изменение наименования субъекта РФ, предусмотренное ч. 2 ст. 137 Конституции РФ, не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст ст. 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ. Изменение наименования субъектов РФ находится в ведении субъектов РФ. Включение нового наименования субъекта РФ в статью 65 Конституции РФ осуществляется указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, при условии, что переименование субъекта РФ не должно нарушать основы конституционного строя

Категория: Материалы к уроку | Добавил: Vagu | Теги: право, Конституция, обществознание, Россия
Просмотров: 2388 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]