22.10.2014, 23:29 | |
Исследовательская деятельность С 2011 года образование переходит на новые ФГОСы. В основу стандарта второго поколения положены новые принципы его построения, которые основываются на том, что важнейшими условиями становления современной личности становятся такие качества, как - инициативность, - способность творчески мыслить; - находить нестандартные решения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается необходимость вовлечения школьников в исследовательские проекты, творческую деятельность, в процессе которых учащиеся учатся конструировать, изобретать, использовать полученные знания на практике. Методологической основой ФГОС нового поколения является компетентностно– деятельностный подход. Цели образования выступают в виде характеристик сформированности УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД). Стандарты ориентированы не на отдельные элементы инноваций, а на создание целой системы образования, основанной на использовании инновационных технологий и их эффектов. Одной из таких технологий является исследовательская технология, потому что она: - формирует самостоятельность мышления, - заставляет мыслить творчески, - нарабатывает нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций ( то есть формируя УУД!!!), - добывает самостоятельно логическим путем новые знания. Среди основных направлений повышения профессионального уровня учителя с целью реализации нового ФГОС следует выделить навыки организации исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность является одним из основных условий формирования исследовательских способностей обучающихся, которые определяют его готовность решать жизненные и профессиональные задачи. С какой целью используется учебная исследовательская деятельность в образовательном процессе? Исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая определенную структуру и наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере (нормированную постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы). Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Содержание учебного исследования базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования, традициях оформления такого рода работ. Что же мы видим в этих определениях? Исследования в образовательном процессе являются инструментом в руках учителя, они способствуют развитию творческих способностей, приобретение школьником новых знаний, умений, активизации познавательной активности и т.д. Все это характеризует учебное исследование как педагогическую технологию, один из способов организации образовательного процесса, который дает высокий педагогический результат. Наша задача – научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь ее адаптировать для себя, творчески использовать с пользой для себя полученные знания. Для этого мы и обучаем детей исследовательской деятельности. Для этого мы используем учебные исследования. Хочется привести слова Л. Паскаля: «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»! Исследовательская технология требует от учителя перестройки, в первую очередь, мышления, методического подхода к пониманию и организации учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности. Подготовка педагогов-руководителей исследовательской деятельности школьников отличается от подготовки учителей-предметников. Учителю необходима помощь в знакомстве с педагогическими технологиями, позволяющими эффективно включать школьников в проведение исследований. Поэтому учиться организовывать учебно – исследовательскую деятельность учащихся необходимо. Успешного выпускника может подготовить только учитель, который владеет современными эффективными методами и средствами взаимодействия с учеником, умеет подготовить ученика к самоорганизации и самоуправлению познавательной деятельностью. Владение методикой исследования, системой исследовательских умений становится сегодня одной из важнейших качественных характеристик успешного учителя.«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,кроме тех, которые проявляются в результате активного участияхотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». А.Н. Колмогоров Поэтому задача современного педагога - создать условия для запуска исследовательской деятельности ребенка, так как она является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами.Любая педагогическая технология, в том числе и инновационная, требует от учителя обучения. А методическая работа в школе не предусматривает подобное обучение? Общение с учителями, участие в работе многих форумов, профессиональных сообществ показало, что на местах, то есть в школах, такого обучения не осуществляется. Более того, часто единицы педагогов из всего коллектива на деле используют исследовательскую технологию ( никого не хочу обидеть, но имею ввиду именно «используют», а не пишут отчеты!) А методисты управлений образования и т.п.? Далеко не все из них сведущи в этом вопросе и могут оказать методическую помощь учителям. Да и не их это дело, по большому счету. Их задача - предоставить учителю информацию о том, где и как можно обучиться этой технологии и решить организационные вопросы по данному обучению. А методисты региональных институтов повышения квалификации? Да, здесь ведется большая работа, и методисты разрабатывают программы повышения квалификации по исследовательской деятельности. Часто это делается централизовано на базе самих институтов, то есть с отрывом от «производства» и семьи педагога, что само по себе уже не совсем удобно. ХОЧУ УЧИТЬСЯ!!! | |
Просмотров: 3882 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |