Притча о познании истины
Один старик жил некогда в селенье.
Был у него скакун – вождя желанье.
Не захотел расстаться с ним за деньги,
и конь исчез как будто в наказанье.
«И денег нет, и скакуна лишился!» –
на смех селяне подняли его.
Старик в ответ раздумьем поделился:
«Всей истины познать нам не дано!»
Но через месяц, нагулявшись вволю,
скакун привел с собою кобылиц.
Средь радости, завистливого воя
кричали люди: «Повезло, старик!»
Судьбою вдруг обласканный, удачей,
своим соседям вновь твердит одно:
«Кто знает, что такое счастье? –
Всей истины познать нам не дано!»
Раз сын его, кобылу объезжая,
на землю сброшен был и в кровь разбит.
Старик, на состраданья отвечая,
«Всей истины нам не познать!» – твердит.
Но вот селенье странник посетил,
сумел он парня на ноги поднять.
Старик на поздравленья пояснил:
«Всей истины нам не дано познать!»
И сын единственный сказал ему: «Отец!
Прости меня, благослови в дорогу.
Хочу познать я жизнь, как тот мудрец.
Он повидал всего на свете много».
Старик с любовью сына отпустил,
не зная, сможет ли еще его обнять,
а изумленным людям объяснил:
«Всей истины нам не дано познать!»
Давать оценку часто мы спешим
добру и злу, иль истине и лжи.
За малым мы не видим мир большим,
Когда лишь свои выводы важны.
(Татьяна Кайзер.)
Задание. Прочитайте текст. Составьте по нему вопросы на все 6 уровней ( используя грани кубика Блума). Свои ответы разместите в комментарии на этой странице..
!Важно. Чтобы правильно выполнить задание, можно просмотреть образцы по ссылке после теоретического материала о кубике Б.Блума
О замечательном американском педагоге и психологе Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Эта замечательная система для алгоритмизации работы педагога.
И мало кто отмечает, что Б. Блум является и автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них«Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
• «Почему»,
• «Объясни»,
• «Назови»,
• «Предложи»,
• «Придумай»,
• «Поделись»
Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу. Легко заметить, что вопросы во многом соответствуют основным идеям книг американского педагога и психолога. Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем. Одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках учителя-практика, как при обучении школьников решению проблем, так и при оценке результатов обучения. Эти идеи реализованы в кубике Блума.
К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.
Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.
Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
И, конечно же, задания “Предложи…”, "Придумай…”, “Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.
Причём можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.
Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей. Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”.
Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал.
- Ученики формулируют вопросы.
Причём можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.
Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей.
Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”.
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
История
В процессе работы над темой «Политика Петра I» кубик легко сделать таким:
- Назови основные направления политики Петра I.
- Почему во времена Петра I Россия переживала небывалый культурно-экономический подъём?
- Объясни, какие цели преследовал Пётр, отправляясь в поездки за границу.
- Предложи аргументы в защиту актуальности политики Петра в наши дни.
- Придумай 5 аргументов в пользу экономических преобразований Петра.
- Как ты считаешь, какие направления общественно-политической жизни волновали бы правителя сегодня
Обществознание
Для урока обществознания на тему «Рыночные отношения» примерная формулировка граней для «Кубика Блума» может быть следующей:
- Назови особенности рынка труда в России.
- Почему рынок труда так важен для общества и экономики?
- Объясни связь между доходами государства и рынком труда.
- Предложи свою стратегию расширения рынка труда в стране.
- Придумай, как изменится экономика с исчезновением безработицы.
- Как ты считаешь, можно ли по рынку труда судить о развитии общества в целом?
Образец работы с кубиком Блума: http://hevemor.jimdo.com/дистанционное-обучение/кубик-блума/
|