05.04.2015, 18:23 | |
Понятие политической системы
Сложность и многообразие современного общества делает необходимым рассмотрением его как «большой системы». Анализируя общество с этих позиций, можно условно разделить его на четыре относительно самостоятельные подсистемы: экономическую, политическую, социальную, духовную. Каждая из них выполняет определенные функции, внося свой вклад в развитие человеческого социума. Какое место и роль отводится в этом процессе политической системе? В самом общем виде политическую систему можно представить как социальный механизм, посредством которого осуществляется власть. В современных условиях среди обществоведов сложилось устойчивое мнение о том, что политическая система представляет собой взаимосвязанный целостный комплекс политической организации, а также возникающих в процессе ее функционирования политических отношений, политического сознания и культуры, политических и правовых норм, посредством которых осуществляется политическое руководство и управление всеми процессами развития общества. Итак, рассмотрим основные структурные компоненты политической системы.
Дальнейшее рассмотрение политической системы требует ее классификации по ряду оснований. Согласно марксистскому подходу, политические системы классифицируются в зависимости от общественно-экономической формации. Здесь выделяются политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического типов. Если за основу классификации берется форма государственного правления, то выделяют два основных типа: 1) политические системы монархического типа (абсолютно монархической или конституционно монархической разновидностей); 2) политические системы республиканского типа (парламентские и президентские). В зависимости от преобладающей в той или иной стране партийной системы можно выделить: 1) однопартийные политические системы; 2) двухпартийные политические системы; 3) многопартийные политические системы. Широкое распространение получила классификация политических систем в зависимости от сформировавшейся в стране политической культуры и менталитета населения. При таком подходе принято выделять следующие типы политических систем.
Подводя итог рассмотрению сущности политических систем, хотелось бы отметить, что свое предназначение они реализуют в процессе своего функционирования, то есть выполнения возложенных на данную систему функций. Рассмотрению данного вопроса будет посвящен следующий вопрос. Политический режим
Дальнейшее рассмотрение политических систем подводит нас к пониманию необходимости определения понятия, позволяющего классифицировать их по функциональному показателю. Таким понятием является политический режим. Политический режим — это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношения органов власти к правовым основам их деятельности. Установление того или иного политического режима в конкретной стране зависит от ряда факторов.
Политический режим призван обеспечить: 1) cтабильность политической власти; 2) управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; 3) достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты. Необходимо выделить три основных политических режима, которые существуют в современном мире. I. Тоталитарный режим (от лат. total — целостность, полнота) порожден специфическими условиями XX столетия. В политический язык данное понятие было введено Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения. Что же представляет собой тоталитарный режим? Главной его отличительной особенностью является всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной жизни коллективным целям и официальной идеологии. Девиз — «Запрещено все, кроме того, что прикажут» — наиболее точно характеризует сущность этого режима. Первоисточники тоталитаризма следует искать в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели. Эти цели достигаются посредством создания жестко централизованной системы экономического и социального планирования. Ее функционирование, в свою очередь, возможно лишь в условиях абсолютной власти и массовой поддержки, что обеспечивается с помощью увеличения институтов власти, социального контроля и систематической обработки населения, насаждения единой идеологической веры, а также подавления всякого инакомыслия. Единая сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан, ибо это угрожает всему целому. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства. Перечисленное выше в большей или меньшей степени присуще всем государствам, в которых имели место тоталитарные режимы. Вместе с тем, существуют и отличия, позволяющие условно разделить их на три группы. II. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. От первого его отличает значительно большая степень свободы, предоставляемой гражданам. От второго — не ограниченный законами характер власти. Сущность авторитаризма можно определить как неограниченную власть субъекта, которая не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества в других сферах жизни и деятельности. Основной принцип авторитарного режима: «Разрешено все, кроме политики». От тоталитарного режима авторитаризм отличает следующее: Вместе с тем, следует иметь в виду, что вопросы обеспечения собственной безопасности занимают приоритетное место в деятельности авторитарной власти. В случае возникновения и тем более проявления недовольства действиями властей, незамедлительно следует существенное ограничение прав и свобод граждан, ужесточение политического курса, если необходимо, то и применение силы. Подводя итог рассмотрению авторитаризма, следует отметить, что данный режим является одним из самых распространенных в истории человечества, он может проявляться в различных формах (монархия, республика, военная хунта и т.д.). В современных условиях авторитаризм наиболее часто встречается в регионах политической нестабильности (Африка, Азия и Латинская Америка). Часто он является своеобразным переходным этапом на пути к тоталитаризму (пример — режим Ф. Кастро на Кубе) или демократии (Чили, Южная Корея, Таиланд). III. Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел, на наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Необходимо признать, что идеального демократического режима не существует ни в одном из государств мира. Однако, анализ политической жизни тех стран, которые наиболее приблизились к идеалу, позволяет сформулировать ряд общих, объединяющих черт. Основной принцип демократического режима: «Разрешено все, кроме того, что запрещено». Однако мало провозгласить тот или иной режим демократическим. Известно, что даже гитлеровская Германия в своей пропаганде именовала III Рейх демократическим правовым государством. Нужны механизмы, гарантирующие функционирование системы в демократическом режиме. Таковыми являются:
Государство
Что представляет собой государство, и какова история его возникновения и развития? Среди обществоведов отсутствует единое мнение по данному вопросу. Анализ имеющихся взглядов позволяет выделить шесть основных концепций происхождения государства.
Обобщая различные взгляды на происхождение и сущность государства, можно сделать вывод, что государство — это центральный институт власти в обществе, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциаций. Необходимые признаки государства: 1) наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства; 2) народ, населяющий данную территорию и признающий государственную власть; 3) система институтов, реализующих функции государственной власти; 4) наличие системы права. Переходя к рассмотрению структуры государства, следует помнить, что выделение и классификация структурных компонентов зависит от подходов, которые лежат в основе решения этого вопроса. Наиболее распространенным является объединение государственных органов в соответствии с принципом разделения властей. Это позволяет выделить:
Основным предназначением законодательных органов является создание правовой базы и осуществление гражданского контроля за правительством. К законодательным органам относятся: парламент (в России — Федеральное собрание, в США — конгресс и т.д.), избираемый на определенный срок; аналогичные органы в субъектах федерации (к примеру — законодательное собрание области или штата) и местном самоуправлении (городские или сельские советы). Исполнительная власть, как правило, осуществляется правительством, которое может носить различные названия (совет министров, кабинет, администрация), и возглавляться председателем, премьер-министром, канцлером (а в ряде случаев непосредственно президентом). Правительству принадлежит вся полнота распорядительной власти в стране. В его ведении находится текущая работа по управлению государством и гражданами через систему министерств и ведомств. Правительство формируется парламентом (в условиях парламентской республики) или президентом (президентская республика) по согласованию с парламентом. Третья ветвь власти представлена судебной системой. В ее функции входит осуществление правосудия, а также контроль за соблюдением законов, защита прав граждан от нарушений со стороны законодательной и исполнительной власти, приведение законодательства в соответствие с Основным законом (Конституцией) государства. Особенности функционирования государства, наличие того или иного политического режима зависит от того, насколько действенна система «сдержек и противовесов» между ветвями власти, не допускается ли доминирование одной из них над другими. Переходя к рассмотрению функций государства, следует напомнить, что именно в процессе их реализации проявляется сущность данного политического института. В зависимости от направленности, функции подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции.
Внешние функции.
Типология современных государств, разделение их на группы во многом зависит от подхода, лежащего в основе классификации. В течение длительного времени главным критерием деления государств среди отечественных обществоведов считался социально-экономический, классовый тип государства. При таком подходе можно выделить:
Широкое распространение в обществознании получило деление государств по форме правления на монархии и республики. Монархия — это государство, в котором вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека — монарха. Власть он получает, как правило, в порядке престолонаследия. В процессе длительного исторического развития монархии претерпели существенные изменения, и в современных условиях их можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют абсолютные монархии, которые являются наиболее классическими представителями этой разновидности государств. В условиях абсолютной монархии отсутствует реальное разделение властей. Органы представительной власти если и существуют, то носят совещательный характер. Принимаемые ими решения представляются монарху в виде просьбы-пожелания для учета в его законотворческой и исполнительной деятельности. Система судебной власти также подчинена правителю. Результатом является отсутствие демократических свобод, многочисленные нарушения прав человека. К началу XXI столетия государств с абсолютной монархической формой правления осталось немного. Сегодня таковыми являются: Саудовская Аравия, Бруней, ряд других государств Азии и Африки. В условиях конституционной монархии права и полномочия монарха существенно ограничены и строго регламентированы конституцией страны. Монарх является, скорее, чисто символической фигурой, наделенной лишь церемониальными полномочиями. Вместе с тем, по традиции монарх пользуется большим уважением, окружен почетом и рассматривается как символ нации. Конституционные монархии существуют в ряде развитых стран мира, таких как Великобритания, Испания, Япония, Швеция. Примечательно, что монархическая форма правления не помешала установлению и успешному развитию демократических режимов в этих странах. Третьей разновидностью монархического государства является дуалистическая монархия. Она представляет собой переходную форму от абсолютной монархии к конституционной, или даже к республике. В таком государстве имеют место органы законодательной (представительной) власти. Однако монарх по-прежнему сохраняет обширные полномочия в системе исполнительных структур. Республиканская форма правления представляет собой альтернативу монархии: в переводе с латинского языка «республика» означает «общее дело» или «власть народа». В современных условиях выделяют две разновидности данной формы правления: 1) парламентскую республику; 2) президентскую республику. Парламентская республика характеризуется особой ролью парламента в политической жизни. Избранный на определенный срок (в соответствии с Конституцией), он сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти в стране. Именно парламент формирует из своих рядов правительство, и в дальнейшем контролирует его, в том числе, может отправить в отставку. При необходимости парламент выбирает президента, наделив его функциями главы государства. Однако власть президента в парламентской республике носит символический характер (примером может служить Германия или Италия). Отличительной чертой президентской республики является соединение в руках президента функций главы государства и исполнительной власти. К числу специфических признаков можно отнести также и независимый друг от друга порядок формирования органов законодательной и исполнительной власти: президент и парламент избираются раздельно на основе всеобщего, прямого или косвенного права. Правительство назначается президентом и подотчетно только ему. Деятельность в правительстве несовместима с пребыванием в парламенте в качестве депутата. Нельзя не отметить и хорошо отработанный механизм «сдержек и противовесов», уравновешивающий полномочия трех ветвей власти. Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки. Подводя итог рассмотрению государств с монархической или республиканской формой правления, следует отметить, что по мере развития четкая грань между ними начинает стираться: с одной стороны в ряде республик (КНДР, Малави) президент является пожизненным и даже сохраняет за собой право наследования этого поста. Напротив, монархи отдельных государств (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) являются выборными. Другим основанием для деления современных государств является способ национально-территориального устройства. Он позволяет разделить государства на унитарные, федерации и конфедерации. Унитарные государства характеризуются делением всей территории страны на равные в правовом отношении административные единицы. На всей территории страны действует единая конституция и строго централизованная система органов власти. Унитарным государством была Российская Империя до 1917 г. Сегодня таковыми являются Китай, Испания, Швеция, Польша и ряд других государств. Унитарные тенденции были доминирующими в период создания национальных государств. Однако в современных условиях отмечено стремление регионов к большей самостоятельности и даже независимости, что придает новый импульс процессам федерализации государств. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких государственных образований в новое государство на основе конституции. Следует учитывать, что субъекты (составные части) сохраняют самостоятельность, могут иметь собственные конституции и законодательство, систему органов представительной, исполнительной и судебной власти. Однако федеральная конституция и законы имеют несомненный приоритет над законами субъектов федерации, а решения федеральных органов обязательны для нижестоящих. Естественно возникает вопрос: что же заставляет независимые государства объединяться между собой, добровольно признавать власть федерации? Дело в том, что целью объединения является совместное решение ряда ключевых для общества вопросов. Как правило, к ним относят: оборону страны, борьбу с преступностью, создание единой финансовой системы, транспортной сети и связи, общего топливно-энергетического комплекса. Именно эти вопросы и находятся в ведении федеральной власти, и для их решения формируется федеральный бюджет и специальные органы. Остальные вопросы по-прежнему остаются в ведении субъектов и решаются собственными силами. Конфедерация представляет собой союз двух или нескольких государств, заключенный на основе договора. В отличие от федерации, конфедерация не является государством: она не имеет своей конституции, собственных властных структур. Совместные органы если и создаются, то с целью координации, а не управления. Как правило, конфедерации недолговечны и постепенно преобразуются в федерации или, напротив, распадаются. Ярким примером конфедеративного образования в современных условиях является Содружество Независимых Государств, созданное после распада СССР. Конфедерацией можно назвать и союз государств Объединенной Европы, который все более наглядно проявляет тенденцию к федерализации. Существует и ряд других, аналогичных образований. Подводя итог, следует еще раз напомнить, что форма правления и способ государственного устройства не оказывают прямого влияния на специфику политических процессов в той или иной стране, установление в ней конкретного политического режима. Можно привести множество примеров успешного развития демократии в монархических государствах и, напротив, установление наиболее жестких тоталитарных режимов в республиках. Гражданское общество и правовое государство
Важной тенденцией развития современного социума является взаимосвязанный процесс формирования и функционирования гражданского общества и правового государства. Рассматривая понятие «гражданское общество», необходимо отметить, что на сегодняшний день в обществознании сформировались два подхода к определению его сущности и содержания. Сторонники первой позиции рассматривают гражданское общество в широком плане, отождествляя его с обществом в целом, и подразумевая под ним определенную качественную стадию развития человеческого социума. Речь идет о демократической альтернативе тоталитаризму и авторитаризму, любому проявлению диктатуры. В данном обществе человек должен стать не просто подданным суверена, безмолвным объектом управления, а превратиться в центральную фигуру общественной жизни — гражданина. Удовлетворение его личных потребностей, обеспечение индивидуальной свободы и соблюдение гражданских прав — вот те ценности, которые определяют функционирование и развитие гражданского общества. Эта позиция имеет ограниченное количество сторонников. Сторонники второй позиции, составляющих среди обществоведов большинство, рассматривают гражданское общество в узком значении, понимая под ним определенную часть человеческого социума — сферу негосударственных отношений, структур и институтов. В этом случае гражданское общество выступает посредником между личностью и государством, выполняя функцию соединения общества, и согласования частных и всеобщих интересов. Но, несомненно, базовым понятием в категории «гражданское общество» является личность. Без личности не может быть гражданского общества. В этой связи, гражданское общество напрямую связывается с такими ценностями, как индивидуальная свобода личности, возможности для ее самореализации, удовлетворения потребностей и интересов, а также верховенство права, равенство, наличие частной собственности и общественного договора между субъектами социальных отношений. Однако следует иметь в виду, что роль гражданского общества в деле удовлетворения потребностей и интересов людей не носит прямого характера. Гражданское общество лишь создает условия для самореализации личности посредством предоставления и последующего обеспечения ее индивидуальной свободы. В дальнейшем каждый человек в зависимости от своих способностей и желаний, посредством активной деятельности сам создает свое благосостояние. В этой связи, понятие «индивидуальной свободы» нельзя путать с «вседозволенностью». Еще на заре Нового Времени выдающимися мыслителями был сформулирован принцип, лежащий в основе этого вопроса по сей день: «Не делай другим того, чего не желаешь, чтобы они делали тебе». То есть человек свободен в тех пределах, пока он своим поведением не причиняет вреда окружающим. Данное положение влечет за собой признание необходимости установления взаимной ответственности между личностью, обществом и государством, определения пределов допустимой деятельности и обязательств по отношению друг к другу. Закрепление этих вопросов в «общественном договоре» между субъектами социальных отношений фактически знаменует переход от первоначального состояния «войны всех против всех» к новому этапу развития цивилизации. Таким образом, заключение общественного договора между людьми об основах совместной жизни является первым условием обеспечения индивидуальной свободы личности. Вторым условием является наличие частной собственности. Именно частная собственность, то есть возможность субъекта владеть, использовать и непосредственно распоряжаться собственностью является основой формирования многоукладной экономики. Последняя, в свою очередь, выступает, с одной стороны, средством для развитой экономики и последующего обеспечения достойного уровня жизни людей, а с другой — основой индивидуальной свободы личности. Третьим условием обеспечения индивидуальной свободы является юридическое закрепление и реальное соблюдение всеобщих прав человека. Решение этого вопроса осуществляется институтами гражданского общества в тесном единстве с органами государственной власти. Такой подход вытекает из двоякой природы самой личности, сочетающей в себе качества как просто человека, так и гражданина. Следовательно, и права личности разделяются на права человека (на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д.) и гражданина (на участие в политической жизни). Ущемление этих прав, их ограничение может проистекать как со стороны государства, так и субъектов гражданского общества. Соответственно и механизм реализации прав личности должен включать в себя использование возможностей государства как гаранта соблюдения всеми субъектами «правил игры», установленных «общественным договором», а также потенциальной возможности противодействия самому гаранту, если он выходит за рамки своих полномочий. В данном случае речь идет о правовом равенстве, предусматривающим наличие одинаковых для всех стартовых и последующих возможностей реализации своих способностей в предпринимательской, трудовой и потребительской деятельности, а также в политике. Любая попытка ограничить возможности самореализации личности в каждой из перечисленных сфер деятельности уже является нарушением ее прав. Таким образом, сущностью гражданского общества необходимо считать процесс создания условий для самореализации личности и удовлетворения ею своих интересов и потребностей, путем обеспечения индивидуальной свободы. Какие же субъекты составляют основу гражданского общества? Как уже отмечалось выше, центральной, базовой категорией гражданского общества является личность. Она выступает в двух взаимосвязанных плоскостях: с одной стороны — целью, ради которой и создается гражданское общество, с другой — субъектом этого общества, вносящим свой вклад в достижение главной цели. Учитывая тот факт, что гражданское общество пронизывает весь человеческий социум, остальные субъекты целесообразно сгруппировать по сферам общественной жизни. В экономической сфере к числу субъектов гражданского общества можно отнести кооперативы, товарищества и общества, другие, предусмотренные законодательством разновидности предприятий, предпринимательские ассоциации и прочие добровольные объединения граждан, которые в совокупности составляют негосударственный сектор экономики. В социальной сфере субъектами гражданского общества являются семьи, общественные организации и движения, органы местного самоуправления и т.д. В духовной сфере функционируют церковные организации и независимые средства массовой информации. Так же субъектами гражданского общества являются добровольные объединения граждан, сформировавшиеся на основе научных, культурных, спортивных интересов и т.д. В политической сфере субъектами гражданского общества являются политические партии и движения, общественно-политические организации, группы поддержки лидеров и лобби (группы давления). Учитывая многообразие субъектов гражданского общества, закономерно допустить, что в рамках последнего существует большое количество относительно автономных систем, сформировавшихся на основе религиозных, этнических, классовых и других групповых интересов. Однако, при всем их разнообразии, все они должны каким-то образом согласовываться между собой. Таким своеобразным, стержневым понятием, обобщающим ценностные установки различных субъектов гражданского общества, является гражданская культура. Формируясь на основе общественного согласия, она интегрирует в себе исторический опыт, традиции и нормы, регулирующие гражданский процесс, ориентирует индивидов на поддержание правопорядка, исполнение ими своих гражданских обязанностей. Основными функциями гражданского общества являются следующие.
Представляется несомненным, что гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой, и не могут существовать друг без друга. Если обязательным условием формирования гражданского общества является достижение согласия между всеми индивидами по основным вопросам совместной жизни и закрепление этого согласия в рамках общественного договора, то следует признать, что одним из результатов заключения общественного договора становится легитимность государственных образований. Именно государству отводится роль гаранта соблюдения условий договора всеми заинтересованными сторонами, арбитра при возникновении спорных вопросов. Не менее важен и вывод о том, что институты частной собственности и права также не могут функционировать без государственного регулирования. Следовательно, состоянию современного гражданского общества должно соответствовать демократическое правовое государство. В обществознании под правовым государством понимают исторический тип государства, которое характеризуется рядом признаков.
Можно сделать вывод, что в идеале отношения между гражданским обществом и правовым государством могут носить оптимальный, взаимовыгодный характер, при котором государство эффективно реализует функции, возложенные на него гражданами, под систематическим контролем субъектов гражданского общества. В свою очередь, гражданское общество создает условия для самореализации индивидов, подчиняясь при этом требованиям государственных органов, которые вытекают из отведенных им полномочий. Конечно, оптимальный баланс между государством и гражданским обществом достигается не сразу, а является результатом длительного совместного развития. Государство, которое изначально не является правовым, совместными действиями создает условия как для постепенного формирования и развития гражданского общества, так и для собственной эволюции в сторону демократии. Гражданское общество, в свою очередь, по мере развития, принимает на себя часть государственных функций, укрепляется и также постепенно начинает влиять на органы власти, способствуя тем самым их эволюции в сторону демократии. Таким образом, правовое государство должно соответствовать демократическому устройству политической системы, в которой вся система отношений «власть-общество-гражданин» построена и функционирует на основе принципов, ценностей и норм права. | |
Просмотров: 5710 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |