menu
person

Лекция "Политическая система общества"
05.04.2015, 18:23
Понятие политической системы

Сложность и многообразие современного общества делает необходимым рассмотрением его как «большой системы». Анализируя общество с этих позиций, можно условно разделить его на четыре относительно самостоятельные подсистемы: экономическую, политическую, социальную, духовную. Каждая из них выполняет определенные функции, внося свой вклад в развитие человеческого социума.

Какое место и роль отводится в этом процессе политической системе?

В самом общем виде политическую систему можно представить как социальный механизм, посредством которого осуществляется власть.

В современных условиях среди обществоведов сложилось устойчивое мнение о том, что политическая система представляет собой взаимосвязанный целостный комплекс политической организации, а также возникающих в процессе ее функционирования политических отношений, политического сознания и культуры, политических и правовых норм, посредством которых осуществляется политическое руководство и управление всеми процессами развития общества.

Итак, рассмотрим основные структурные компоненты политической системы.

  1. Политическая организация. Выполняя объединяющую роль, она закрепляет существующие в обществе политические отношения, формирует политическое сознание и культуру, вырабатывает политические и правовые нормы. Являясь институциональной основой политической системы, политическая организация скрепляет ее в целостный социальный организм, придает необходимую устойчивость, определяет целенаправленность функционирования и развития. Основными элементами политической организации являются государство, политические партии, общественные организации.

  2. Политические отношения, представляющие собой отношения между классами, социальными группами, нациями и народностями, политическими институтами, между обществом, коллективом и личностью, между государством и гражданами по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики.

  3. Политическое сознание и культура появляется в результате осознания представителями тех или иных классов, социальных групп, наций и народностей своих экономических интересов и, складывающихся на их основе, общественных отношений, которые объективно наполняются политическим содержанием. Возникая на базе политических отношений, политической сознание и культура, в свою очередь, оказывает постоянное влияние на их формирование и развитие как непосредственно, так и через призму деятельности политической организации общества.

  4. Политические и правовые нормы. Под ними следует понимать совокупность государственных директив, нормативных актов и уставных норм, документов политических партий, а также политические традиции и принципы, определяющие деятельность субъектов и объектов власти и управления.

Дальнейшее рассмотрение политической системы требует ее классификации по ряду оснований.

Согласно марксистскому подходу, политические системы классифицируются в зависимости от общественно-экономической формации. Здесь выделяются политические системы рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического типов.

Если за основу классификации берется форма государственного правления, то выделяют два основных типа:

1) политические системы монархического типа (абсолютно монархической или конституционно монархической разновидностей);

2) политические системы республиканского типа (парламентские и президентские).

В зависимости от преобладающей в той или иной стране партийной системы можно выделить:

1) однопартийные политические системы;

2) двухпартийные политические системы;

3) многопартийные политические системы.

Широкое распространение получила классификация политических систем в зависимости от сформировавшейся в стране политической культуры и менталитета населения. При таком подходе принято выделять следующие типы политических систем.

  1. Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются повышенным вниманием к проблеме индивидуальной свободы личности и обеспечению прав человека. Отношения органов государственной власти и граждан строятся на основе достигнутого в обществе консенсуса и носят взаимовыгодный характер. Сама власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную и реализует свои полномочия под контролем гражданского общества.

  2. Континентально-европейские политические системы. Они во многом схожи с англо-американскими системами, но в большей степени, чем они тяготеют к консерватизму, бережно хранят и соблюдают политические традиции и исторически сложившиеся формы политической деятельности. Наиболее показательны, в этом смысле, политические системы Франции, Германии и Италии.

  3. Политические системы доиндустриального и частично индустриального типа. Они преобладают в странах третьего мира и характеризуются авторитарным характером власти, высоким уровнем насилия и пренебрежением органов власти к правам человека.

  4. Политические системы тоталитарного типа. Они могут иметь место в странах с различным уровнем развития. Главное, что их объединяет — это характер власти. Как правило, она сосредоточена в руках одного субъекта политической деятельности, как правило, политической партии. Данный субъект подчиняет себе все общество посредством установления полного контроля над государственным аппаратом (принцип разделения властей превращается в чистую формальность), подчинения себе средств массовой информации и последующего огосударствления всей общественной жизни.

Подводя итог рассмотрению сущности политических систем, хотелось бы отметить, что свое предназначение они реализуют в процессе своего функционирования, то есть выполнения возложенных на данную систему функций. Рассмотрению данного вопроса будет посвящен следующий вопрос.

Политический режим

Дальнейшее рассмотрение политических систем подводит нас к пониманию необходимости определения понятия, позволяющего классифицировать их по функциональному показателю. Таким понятием является политический режим.

Политический режим — это способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Установление того или иного политического режима в конкретной стране зависит от ряда факторов.

  1. Уровень развития и интенсивность общественно-политических процессов.

  2. Структурированность правящей элиты.

  3. Состояние отношений между элитой, бюрократией (чиновничьим аппаратом) и гражданами.

  4. Развитость общественно-политических традиций, господствующее в обществе политическое сознание и поведение.

Политический режим призван обеспечить:

1) cтабильность политической власти;

2) управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

3) достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

Необходимо выделить три основных политических режима, которые существуют в современном мире.

I. Тоталитарный режим (от лат. total — целостность, полнота) порожден специфическими условиями XX столетия. В политический язык данное понятие было введено Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики своего движения. Что же представляет собой тоталитарный режим?

Главной его отличительной особенностью является всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью, подчинение всей общественной жизни коллективным целям и официальной идеологии. Девиз — «Запрещено все, кроме того, что прикажут» — наиболее точно характеризует сущность этого режима.

Первоисточники тоталитаризма следует искать в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели. Эти цели достигаются посредством создания жестко централизованной системы экономического и социального планирования. Ее функционирование, в свою очередь, возможно лишь в условиях абсолютной власти и массовой поддержки, что обеспечивается с помощью увеличения институтов власти, социального контроля и систематической обработки населения, насаждения единой идеологической веры, а также подавления всякого инакомыслия. Единая сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы граждан, ибо это угрожает всему целому. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства.

Перечисленное выше в большей или меньшей степени присуще всем государствам, в которых имели место тоталитарные режимы. Вместе с тем, существуют и отличия, позволяющие условно разделить их на три группы.

II. Авторитарный режим занимает промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимами. От первого его отличает значительно большая степень свободы, предоставляемой гражданам. От второго — не ограниченный законами характер власти.

Сущность авторитаризма можно определить как неограниченную власть субъекта, которая не допускает политической оппозиции, но сохраняет автономию личности и общества в других сферах жизни и деятельности. Основной принцип авторитарного режима: «Разрешено все, кроме политики».

От тоталитарного режима авторитаризм отличает следующее:

Вместе с тем, следует иметь в виду, что вопросы обеспечения собственной безопасности занимают приоритетное место в деятельности авторитарной власти. В случае возникновения и тем более проявления недовольства действиями властей, незамедлительно следует существенное ограничение прав и свобод граждан, ужесточение политического курса, если необходимо, то и применение силы.

Подводя итог рассмотрению авторитаризма, следует отметить, что данный режим является одним из самых распространенных в истории человечества, он может проявляться в различных формах (монархия, республика, военная хунта и т.д.). В современных условиях авторитаризм наиболее часто встречается в регионах политической нестабильности (Африка, Азия и Латинская Америка). Часто он является своеобразным переходным этапом на пути к тоталитаризму (пример — режим Ф. Кастро на Кубе) или демократии (Чили, Южная Корея, Таиланд).

III. Демократический режим основан на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел, на наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Необходимо признать, что идеального демократического режима не существует ни в одном из государств мира. Однако, анализ политической жизни тех стран, которые наиболее приблизились к идеалу, позволяет сформулировать ряд общих, объединяющих черт.

Основной принцип демократического режима: «Разрешено все, кроме того, что запрещено». Однако мало провозгласить тот или иной режим демократическим. Известно, что даже гитлеровская Германия в своей пропаганде именовала III Рейх демократическим правовым государством. Нужны механизмы, гарантирующие функционирование системы в демократическом режиме. Таковыми являются:

    1. Коммунистический тоталитаризм представляет собой исторически первую и классическую форму тоталитаризма. Началом его формирования принято считать 1918 год, когда были заложены основы военно-коммунистической системы в нашей стране, достигшей своего совершенства в период «сталинизма».

    2. Фашизм. Был установлен в Италии в 1922 г. и имел целью возрождение величия Римской империи путем твердой государственной власти. Однако распространить свой контроль на все сферы жизни общества он так и не сумел. Не только в экономической, но даже и в политической жизни итальянский фашизм был несколько ограничен влиянием в обществе короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви.

    3. Национал-социализм. Как политический режим утвердился в Германии в 1933 г. Возникнув позже коммунистического тоталитаризма и фашизма, он позаимствовал у них все основные черты, характеризующие данный режим, трансформировав их с учетом своей специфики. По аналогии с фашизмом была провозглашена цель — достижение мирового господства арийской расы. Революционные и социалистические лозунги, формы организации государства и партии и даже обращение — «товарищ» были взяты из опыта советского коммунизма. Однако, сменив социальную ориентацию с рабочего класса на германскую нацию в целом, национал социализм определил тем самым направление своей агрессивности — не против собственных граждан, а против других народов.

    • наличие четко разработанной единой идеологии не является обязательным;

    • отсутствует всеобъемлющий государственный контроль за неполитическими сферами общественной жизни;

    • государство допускает самостоятельность и даже инициативу в экономической и социальной сферах, не вмешивается в частную жизнь граждан;

    • сила по отношению к населению собственной страны используется в самых крайних случаях.

    1. Признание народа источником власти и предоставление ему права формировать представительные органы путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании.

    2. Реализация на практике принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, наличие системы «сдержек и противовесов» в отношениях между ними.

    3. Реальная многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции.

    4. Принятие политических решений большинством населения при уважении интересов и прав меньшинства.

    1) создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата;

    2) ликвидация привилегий, связанных с обладанием властью;

    3) наличие возможностей своевременного и полного политического информирования граждан;

    4) гарантированное право каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Государство

Что представляет собой государство, и какова история его возникновения и развития? Среди обществоведов отсутствует единое мнение по данному вопросу. Анализ имеющихся взглядов позволяет выделить шесть основных концепций происхождения государства.

  1. Теологическая концепция исходит из того, что государство (как и все остальное в природе и обществе) создано Богом.

  2. Патриархальная концепция утверждает, что государство стало результатом постепенного соединения родов в племена и далее в более масштабные общности, вплоть до государства. Главная цель этого объединения — защита своей земли от иноземных захватчиков. Основателем данной теории является английский мыслитель XVIII в. Роберт Фильмер.

  3. Договорная концепция (теория общественного договора). По мнению ее основоположников (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо Ж-Ж.), государство является результатом соглашения между правителем и подданными об основах общественной жизни, взаимных правах и обязанностях сторон.

  4. Теория завоевания получила распространение в XIX в. (основатель Л. Гумплович). Она объясняет возникновение государства завоеванием одних групп людей другими. Речь идет о том, что людям изначально присуща агрессивность и стремление к доминированию над другими. Реализуя данное стремление, более сильные стали порабощать более слабых. Итогом такого порабощения стало возникновение государства.

  5. Психологическая теория (Ж. Бюрдо) утверждает, что государство — это результат гениальной человеческой идеи, которая нашла свое воплощение в общественной практике.

  6. Социально-экономическая (марксистская) теория обосновывает тезис о том, что объективная потребность в формировании государства появилась у экономически господствующего класса в результате появления частной собственности и социальной дифференциации общества с целью обеспечения своего господства.

Обобщая различные взгляды на происхождение и сущность государства, можно сделать вывод, что государство — это центральный институт власти в обществе, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциаций.

Необходимые признаки государства:

1) наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства;

2) народ, населяющий данную территорию и признающий государственную власть;

3) система институтов, реализующих функции государственной власти;

4) наличие системы права.

Переходя к рассмотрению структуры государства, следует помнить, что выделение и классификация структурных компонентов зависит от подходов, которые лежат в основе решения этого вопроса. Наиболее распространенным является объединение государственных органов в соответствии с принципом разделения властей. Это позволяет выделить:

  • органы законодательной (представительной) власти;

  • органы исполнительной власти;

  • органы судебной власти.

Основным предназначением законодательных органов является создание правовой базы и осуществление гражданского контроля за правительством. К законодательным органам относятся: парламент (в России — Федеральное собрание, в США — конгресс и т.д.), избираемый на определенный срок; аналогичные органы в субъектах федерации (к примеру — законодательное собрание области или штата) и местном самоуправлении (городские или сельские советы).

Исполнительная власть, как правило, осуществляется правительством, которое может носить различные названия (совет министров, кабинет, администрация), и возглавляться председателем, премьер-министром, канцлером (а в ряде случаев непосредственно президентом). Правительству принадлежит вся полнота распорядительной власти в стране. В его ведении находится текущая работа по управлению государством и гражданами через систему министерств и ведомств. Правительство формируется парламентом (в условиях парламентской республики) или президентом (президентская республика) по согласованию с парламентом.

Третья ветвь власти представлена судебной системой. В ее функции входит осуществление правосудия, а также контроль за соблюдением законов, защита прав граждан от нарушений со стороны законодательной и исполнительной власти, приведение законодательства в соответствие с Основным законом (Конституцией) государства.

Особенности функционирования государства, наличие того или иного политического режима зависит от того, насколько действенна система «сдержек и противовесов» между ветвями власти, не допускается ли доминирование одной из них над другими.

Переходя к рассмотрению функций государства, следует напомнить, что именно в процессе их реализации проявляется сущность данного политического института. В зависимости от направленности, функции подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции.

  1. Политическая функция, которая заключается в обеспечении суверенитета и территориальной целостности страны, поддержании политической стабильности посредством регулирования отношений между политическими партиями и общественными организациями по поводу формирования государственных структур и осуществления ими властных полномочий.

  2. Правовая функция находится в тесном единстве с политической, и включает в себя вопросы формирования системы законов и правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

  3. Экономическая функция направлена на создание благоприятных условий для стабильного, поступательного развития экономики страны. Она проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслевой экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику и т.д.

  4. Социальная функция государства включает в себя удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддерживании здоровья, осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхование жизни, здоровья, собственности.

  5. Культурно-воспитательная и образовательная функция направлены на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, качественную подготовку молодежи к активной трудовой деятельности.

  6. Управленческая функция заключается в непосредственном исполнении властных полномочий, реализации программных политических положений в повседневной практике.

Внешние функции.

  1. Обеспечение национальной безопасности.

  2. Защита государственных интересов на международной арене.

  3. Участие в решении глобальных проблем современности.

Типология современных государств, разделение их на группы во многом зависит от подхода, лежащего в основе классификации. В течение длительного времени главным критерием деления государств среди отечественных обществоведов считался социально-экономический, классовый тип государства. При таком подходе можно выделить:

  • рабовладельческие;

  • феодальные;

  • капиталистические;

  • социалистические государства.

Широкое распространение в обществознании получило деление государств по форме правления на монархии и республики.

Монархия — это государство, в котором вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека — монарха. Власть он получает, как правило, в порядке престолонаследия.

В процессе длительного исторического развития монархии претерпели существенные изменения, и в современных условиях их можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют абсолютные монархии, которые являются наиболее классическими представителями этой разновидности государств. В условиях абсолютной монархии отсутствует реальное разделение властей. Органы представительной власти если и существуют, то носят совещательный характер. Принимаемые ими решения представляются монарху в виде просьбы-пожелания для учета в его законотворческой и исполнительной деятельности. Система судебной власти также подчинена правителю. Результатом является отсутствие демократических свобод, многочисленные нарушения прав человека. К началу XXI столетия государств с абсолютной монархической формой правления осталось немного. Сегодня таковыми являются: Саудовская Аравия, Бруней, ряд других государств Азии и Африки.

В условиях конституционной монархии права и полномочия монарха существенно ограничены и строго регламентированы конституцией страны. Монарх является, скорее, чисто символической фигурой, наделенной лишь церемониальными полномочиями. Вместе с тем, по традиции монарх пользуется большим уважением, окружен почетом и рассматривается как символ нации.

Конституционные монархии существуют в ряде развитых стран мира, таких как Великобритания, Испания, Япония, Швеция. Примечательно, что монархическая форма правления не помешала установлению и успешному развитию демократических режимов в этих странах.

Третьей разновидностью монархического государства является дуалистическая монархия. Она представляет собой переходную форму от абсолютной монархии к конституционной, или даже к республике. В таком государстве имеют место органы законодательной (представительной) власти. Однако монарх по-прежнему сохраняет обширные полномочия в системе исполнительных структур.

Республиканская форма правления представляет собой альтернативу монархии: в переводе с латинского языка «республика» означает «общее дело» или «власть народа».

В современных условиях выделяют две разновидности данной формы правления:

1) парламентскую республику;

2) президентскую республику.

Парламентская республика характеризуется особой ролью парламента в политической жизни. Избранный на определенный срок (в соответствии с Конституцией), он сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти в стране. Именно парламент формирует из своих рядов правительство, и в дальнейшем контролирует его, в том числе, может отправить в отставку. При необходимости парламент выбирает президента, наделив его функциями главы государства. Однако власть президента в парламентской республике носит символический характер (примером может служить Германия или Италия).

Отличительной чертой президентской республики является соединение в руках президента функций главы государства и исполнительной власти. К числу специфических признаков можно отнести также и независимый друг от друга порядок формирования органов законодательной и исполнительной власти: президент и парламент избираются раздельно на основе всеобщего, прямого или косвенного права. Правительство назначается президентом и подотчетно только ему. Деятельность в правительстве несовместима с пребыванием в парламенте в качестве депутата. Нельзя не отметить и хорошо отработанный механизм «сдержек и противовесов», уравновешивающий полномочия трех ветвей власти.

Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.

Подводя итог рассмотрению государств с монархической или республиканской формой правления, следует отметить, что по мере развития четкая грань между ними начинает стираться: с одной стороны в ряде республик (КНДР, Малави) президент является пожизненным и даже сохраняет за собой право наследования этого поста. Напротив, монархи отдельных государств (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия) являются выборными.

Другим основанием для деления современных государств является способ национально-территориального устройства. Он позволяет разделить государства на унитарные, федерации и конфедерации.

Унитарные государства характеризуются делением всей территории страны на равные в правовом отношении административные единицы. На всей территории страны действует единая конституция и строго централизованная система органов власти. Унитарным государством была Российская Империя до 1917 г. Сегодня таковыми являются Китай, Испания, Швеция, Польша и ряд других государств.

Унитарные тенденции были доминирующими в период создания национальных государств. Однако в современных условиях отмечено стремление регионов к большей самостоятельности и даже независимости, что придает новый импульс процессам федерализации государств.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких государственных образований в новое государство на основе конституции. Следует учитывать, что субъекты (составные части) сохраняют самостоятельность, могут иметь собственные конституции и законодательство, систему органов представительной, исполнительной и судебной власти. Однако федеральная конституция и законы имеют несомненный приоритет над законами субъектов федерации, а решения федеральных органов обязательны для нижестоящих. Естественно возникает вопрос: что же заставляет независимые государства объединяться между собой, добровольно признавать власть федерации?

Дело в том, что целью объединения является совместное решение ряда ключевых для общества вопросов. Как правило, к ним относят: оборону страны, борьбу с преступностью, создание единой финансовой системы, транспортной сети и связи, общего топливно-энергетического комплекса. Именно эти вопросы и находятся в ведении федеральной власти, и для их решения формируется федеральный бюджет и специальные органы. Остальные вопросы по-прежнему остаются в ведении субъектов и решаются собственными силами.

Конфедерация представляет собой союз двух или нескольких государств, заключенный на основе договора. В отличие от федерации, конфедерация не является государством: она не имеет своей конституции, собственных властных структур. Совместные органы если и создаются, то с целью координации, а не управления. Как правило, конфедерации недолговечны и постепенно преобразуются в федерации или, напротив, распадаются.

Ярким примером конфедеративного образования в современных условиях является Содружество Независимых Государств, созданное после распада СССР. Конфедерацией можно назвать и союз государств Объединенной Европы, который все более наглядно проявляет тенденцию к федерализации. Существует и ряд других, аналогичных образований.

Подводя итог, следует еще раз напомнить, что форма правления и способ государственного устройства не оказывают прямого влияния на специфику политических процессов в той или иной стране, установление в ней конкретного политического режима. Можно привести множество примеров успешного развития демократии в монархических государствах и, напротив, установление наиболее жестких тоталитарных режимов в республиках.

Гражданское общество и правовое государство

Важной тенденцией развития современного социума является взаимосвязанный процесс формирования и функционирования гражданского общества и правового государства.

Рассматривая понятие «гражданское общество», необходимо отметить, что на сегодняшний день в обществознании сформировались два подхода к определению его сущности и содержания.

Сторонники первой позиции рассматривают гражданское общество в широком плане, отождествляя его с обществом в целом, и подразумевая под ним определенную качественную стадию развития человеческого социума. Речь идет о демократической альтернативе тоталитаризму и авторитаризму, любому проявлению диктатуры. В данном обществе человек должен стать не просто подданным суверена, безмолвным объектом управления, а превратиться в центральную фигуру общественной жизни — гражданина. Удовлетворение его личных потребностей, обеспечение индивидуальной свободы и соблюдение гражданских прав — вот те ценности, которые определяют функционирование и развитие гражданского общества. Эта позиция имеет ограниченное количество сторонников.

Сторонники второй позиции, составляющих среди обществоведов большинство, рассматривают гражданское общество в узком значении, понимая под ним определенную часть человеческого социума — сферу негосударственных отношений, структур и институтов. В этом случае гражданское общество выступает посредником между личностью и государством, выполняя функцию соединения общества, и согласования частных и всеобщих интересов.

Но, несомненно, базовым понятием в категории «гражданское общество» является личность. Без личности не может быть гражданского общества. В этой связи, гражданское общество напрямую связывается с такими ценностями, как индивидуальная свобода личности, возможности для ее самореализации, удовлетворения потребностей и интересов, а также верховенство права, равенство, наличие частной собственности и общественного договора между субъектами социальных отношений.

Однако следует иметь в виду, что роль гражданского общества в деле удовлетворения потребностей и интересов людей не носит прямого характера. Гражданское общество лишь создает условия для самореализации личности посредством предоставления и последующего обеспечения ее индивидуальной свободы. В дальнейшем каждый человек в зависимости от своих способностей и желаний, посредством активной деятельности сам создает свое благосостояние.

В этой связи, понятие «индивидуальной свободы» нельзя путать с «вседозволенностью». Еще на заре Нового Времени выдающимися мыслителями был сформулирован принцип, лежащий в основе этого вопроса по сей день: «Не делай другим того, чего не желаешь, чтобы они делали тебе». То есть человек свободен в тех пределах, пока он своим поведением не причиняет вреда окружающим. Данное положение влечет за собой признание необходимости установления взаимной ответственности между личностью, обществом и государством, определения пределов допустимой деятельности и обязательств по отношению друг к другу. Закрепление этих вопросов в «общественном договоре» между субъектами социальных отношений фактически знаменует переход от первоначального состояния «войны всех против всех» к новому этапу развития цивилизации.

Таким образом, заключение общественного договора между людьми об основах совместной жизни является первым условием обеспечения индивидуальной свободы личности.

Вторым условием является наличие частной собственности. Именно частная собственность, то есть возможность субъекта владеть, использовать и непосредственно распоряжаться собственностью является основой формирования многоукладной экономики. Последняя, в свою очередь, выступает, с одной стороны, средством для развитой экономики и последующего обеспечения достойного уровня жизни людей, а с другой — основой индивидуальной свободы личности.

Третьим условием обеспечения индивидуальной свободы является юридическое закрепление и реальное соблюдение всеобщих прав человека. Решение этого вопроса осуществляется институтами гражданского общества в тесном единстве с органами государственной власти. Такой подход вытекает из двоякой природы самой личности, сочетающей в себе качества как просто человека, так и гражданина. Следовательно, и права личности разделяются на права человека (на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д.) и гражданина (на участие в политической жизни). Ущемление этих прав, их ограничение может проистекать как со стороны государства, так и субъектов гражданского общества. Соответственно и механизм реализации прав личности должен включать в себя использование возможностей государства как гаранта соблюдения всеми субъектами «правил игры», установленных «общественным договором», а также потенциальной возможности противодействия самому гаранту, если он выходит за рамки своих полномочий. В данном случае речь идет о правовом равенстве, предусматривающим наличие одинаковых для всех стартовых и последующих возможностей реализации своих способностей в предпринимательской, трудовой и потребительской деятельности, а также в политике. Любая попытка ограничить возможности самореализации личности в каждой из перечисленных сфер деятельности уже является нарушением ее прав.

Таким образом, сущностью гражданского общества необходимо считать процесс создания условий для самореализации личности и удовлетворения ею своих интересов и потребностей, путем обеспечения индивидуальной свободы.

Какие же субъекты составляют основу гражданского общества?

Как уже отмечалось выше, центральной, базовой категорией гражданского общества является личность. Она выступает в двух взаимосвязанных плоскостях: с одной стороны — целью, ради которой и создается гражданское общество, с другой — субъектом этого общества, вносящим свой вклад в достижение главной цели.

Учитывая тот факт, что гражданское общество пронизывает весь человеческий социум, остальные субъекты целесообразно сгруппировать по сферам общественной жизни.

В экономической сфере к числу субъектов гражданского общества можно отнести кооперативы, товарищества и общества, другие, предусмотренные законодательством разновидности предприятий, предпринимательские ассоциации и прочие добровольные объединения граждан, которые в совокупности составляют негосударственный сектор экономики.

В социальной сфере субъектами гражданского общества являются семьи, общественные организации и движения, органы местного самоуправления и т.д.

В духовной сфере функционируют церковные организации и независимые средства массовой информации. Так же субъектами гражданского общества являются добровольные объединения граждан, сформировавшиеся на основе научных, культурных, спортивных интересов и т.д.

В политической сфере субъектами гражданского общества являются политические партии и движения, общественно-политические организации, группы поддержки лидеров и лобби (группы давления).

Учитывая многообразие субъектов гражданского общества, закономерно допустить, что в рамках последнего существует большое количество относительно автономных систем, сформировавшихся на основе религиозных, этнических, классовых и других групповых интересов. Однако, при всем их разнообразии, все они должны каким-то образом согласовываться между собой. Таким своеобразным, стержневым понятием, обобщающим ценностные установки различных субъектов гражданского общества, является гражданская культура. Формируясь на основе общественного согласия, она интегрирует в себе исторический опыт, традиции и нормы, регулирующие гражданский процесс, ориентирует индивидов на поддержание правопорядка, исполнение ими своих гражданских обязанностей.

Основными функциями гражданского общества являются следующие.

  1. Функция саморегуляции. Гражданское общество дееспособно только в том случае, если оно сумеет выработать механизмы обеспечения стабильности, поддержания собственной устойчивости.

  2. Функция социальной интеграции. Она подразумевает способность самостоятельно, без вмешательства государства регулировать спонтанную активность субъектов, добиваться упорядочения их отношений посредством согласования интересов, целей и установок.

  3. Функция саморазвития субъектов гражданского общества. Так как отдельная личность наиболее полно реализует свои права в условиях индивидуальной свободы и гражданского самосознания, то это дает новый импульс развитию социальных, политических, экономических субъектов, членом которых личность является.

Представляется несомненным, что гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой, и не могут существовать друг без друга. Если обязательным условием формирования гражданского общества является достижение согласия между всеми индивидами по основным вопросам совместной жизни и закрепление этого согласия в рамках общественного договора, то следует признать, что одним из результатов заключения общественного договора становится легитимность государственных образований. Именно государству отводится роль гаранта соблюдения условий договора всеми заинтересованными сторонами, арбитра при возникновении спорных вопросов. Не менее важен и вывод о том, что институты частной собственности и права также не могут функционировать без государственного регулирования.

Следовательно, состоянию современного гражданского общества должно соответствовать демократическое правовое государство. В обществознании под правовым государством понимают исторический тип государства, которое характеризуется рядом признаков.

  1. Верховенство закона. Закон здесь обязателен не только для рядовых граждан, но и для самих законодателей, а также органов государственной власти в целом. При этом в правовом государстве в основе законодательства лежит опора на естественные права человека. То есть каждый новый закон принимается с целью создания условий для наиболее полной реализации естественных прав человека (права на жизнь, свободу, владение собственностью, передвижение и т.д.). Именно это является залогом жизнеспособности закона, его одобрения и неукоснительного соблюдения гражданами.

    Таким образом, верховенство закона при наличии демократической системы формирования законодательной базы позволяет правовому государству успешно выполнять одну из функций, возложенных на него гражданским общество — функцию создания единых для всех «правил игры».

  2. Признаком правового государства является реализация на практике разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, создание системы «сдержек и противовесов» между ними. В этом случае правовое государство сможет успешно выполнять функцию, делегированную ему самим гражданским обществом — функцию арбитра в случае возникновения спорных вопросов между субъектами социальной жизни. В системе государственных органов последним объективным арбитром споров между гражданами, организациями, а порой и целыми ветвями власти, выступает независимая судебная власть.

Можно сделать вывод, что в идеале отношения между гражданским обществом и правовым государством могут носить оптимальный, взаимовыгодный характер, при котором государство эффективно реализует функции, возложенные на него гражданами, под систематическим контролем субъектов гражданского общества. В свою очередь, гражданское общество создает условия для самореализации индивидов, подчиняясь при этом требованиям государственных органов, которые вытекают из отведенных им полномочий.

Конечно, оптимальный баланс между государством и гражданским обществом достигается не сразу, а является результатом длительного совместного развития. Государство, которое изначально не является правовым, совместными действиями создает условия как для постепенного формирования и развития гражданского общества, так и для собственной эволюции в сторону демократии. Гражданское общество, в свою очередь, по мере развития, принимает на себя часть государственных функций, укрепляется и также постепенно начинает влиять на органы власти, способствуя тем самым их эволюции в сторону демократии. Таким образом, правовое государство должно соответствовать демократическому устройству политической системы, в которой вся система отношений «власть-общество-гражданин» построена и функционирует на основе принципов, ценностей и норм права.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕКЦИИ

Категория: Материалы к уроку | Добавил: Vagu | Теги: политика, обществознание
Просмотров: 5710 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]