Вагу Мария Викторовна заместитель директора по УВР, учитель истории ГОУ СОШ № 334 Санкт-Петербурга Несколько лет наша школа входит в ассоциацию «Золотое кольцо школ – друзей Белоруссии», цель которой - развитие и укрепление дружеских связей с Республикой Беларусь. Коллектив школы изучает историю, традиции и культуру братского народа, ежегодно проводит декаду Белоруссии, активно сотрудничает с фондом «Белые росы». Изучение славянской культуры позволяет не только ученикам, но и педагогам осознать свою самобытность, приобщиться к духовным истокам своей страны, а также к традициям и обычаям братского белорусского народа. В 2006г. коллектив школы начал работу по проекту «Национально-культурное взаимодействие в сфере образования на постсоветском пространстве (на примере сотрудничества школ Санкт-Петербурга и Белоруссии)». С 2008г. работа над проектом осуществляется при сотрудничестве с фондом «Белые росы». Материалы по истории Беларуси предназначены для ознакомления с основными значимыми событиями, историческими личностями и деятелями культуры. История двух братских народов тесно взаимосвязана, достаточно вспомнить, что на заре создания Древнерусского государства народы входили в единую древнерусскую народность, потомками которой в будущем стали в силу исторического развития русские и белорусы. Эпизоды из истории Белоруссии возможно органично включить в курс «История России», не нарушая структуры российского исторического образования. В таблице приведены варианты включения эпизодов из белорусской истории в темы уроков по истории России. Темы уроков по Истории России | Эпизоды из Истории Белоруссии | Возникновение Древнерусского государства | Полоцк- самый древний город Белоруссии, основанный в 862году. Путь «из варяг в греки» | Принятие христианства | Рогнеда-дочь полоцкого князя Рогволда, жена великого князя Владимира | Феодальная раздробленность | Информация о Полоцком княжестве и княжеско-вечевом строе | Великое княжество Литовское | Белорусские земли в составе княжества | Борьба с Западом | Яков- воин из Полоцка, отличившийся в Невской битве 1240 года. Грюнвальдская битва 1410 года. | Борьба с Золотой Ордой | Участие князя Андрея Полоцкого в Куликовской битве | Культура XYI-XYIIвеков | Франциск Скорина –восточнославянский и белорусский гуманист, просветитель, первопечатник | Отечественная война 1812 года | Оборонительные бои под Полоцком и Могилевом. Бои под местечком Мир, в которых отличилась Надежда Дурова. | Культура начала XXвека | Витебск- один из художественных центров России. М.Шагал. К.Малевич. | Образование СССР | Участие БССР в образовании СССР. Укрупнение территории БССР за счет ряда районов РСФСР почти в 2 раза. | Великая Отечественная война | Партизанское и подпольное движение. ХАТЫНЬ. Вклад белорусского народа в Великую Победу. Участие БССР в основание ООН. |
Причины, обусловливающие актуальность выбранного направления. Наиболее общей причиной являются тенденции глобализации мирового пространства. В современном мире успешность функционирования государства в целом и конкретной личности в частности возможна только в условиях взаимосвязи национальных, религиозных культур. Особую значимость эта тенденция приобретает в контексте взаимодействия двух братских славянских народов, связанных более чем тысячелетними историко-культурными традициями. Еще одна значимая причина – это реализация образовательных проектов на государственном и городском уровнях по развитию толерантности. Идеи нашего проекта способствуют развитию толерантности, как у учеников школы, так и у педагогов. Третьей причиной является наличие между Россией и Республикой Беларусь межгосударственных соглашений, направленных на осуществление тесной экономической и культурной интеграции. В образовательном же отношении для нас принципиальное значение имеет Президентская инициатива «Наша новая школа». Этот документ имеет стратегическое значение и определяет сегодня основные тенденции развития отечественного образования. |