menu
person

Облака слов в повседневной практике учителя социально-гуманитарного профиля
09.05.2015, 16:25

Облака слов в повседневной практике учителя социально-гуманитарного профиля

 
Авторы: Тороп Валерия Валерьевна , Кандидат исторических наукТороп Валерия Валерьевна , Кандидат исторических наук
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования»
Рассматриваются возможности использования технологий виртуального анализа текстов на уроках истории и обществознания с использованием сервисов создания облака слов
Рассматриваются возможности использования технологий виртуального анализа текстов на уроках истории и обществознания с использованием сервисов создания облака слов.

Создание единого информационного образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС сопровождается поиском новых форм и моделей использования современных технологий с целью повышения результативности процесса обучения. Предоставляя равные возможности для всех участников образовательного процесса единое информационно-образовательное пространство позволяет использовать возможности сети Интернет не только в условиях реализации очного образовательного процесса, но и в процессе дистанционного обучения. Кроме того, формирование такого пространства расширяет информационное поле учителя и ученика, в которое включается все большее количество оцифрованных ресурсов. Основной задачей учителя социально-гуманитарного профиля, как известно, является формирование у учащихся умений работать с текстом как источником знаний. Поэтому анализ информации является на уроках социально-гуманитарного профиля одной из основных задач. В этих условиях встает вопрос о необходимости использования современных средств для анализа информационных ресурсов.

Что такое облако тегов (слов) знает любой активный участник социальных сетей, а также те, кто ведет свой сайт или блог. Это гаджеты, позволяющие обработать текст и определить частотность того или иного слова, на странице в социальной сети, блоге и т.п., визуализируют список слов, чаще всего встречающихся в размещенном там тексте.

Сервисы, предоставляющие возможность проанализировать тексты он-лайн также известны многим педагогам. Среди наиболее известных можно отметить следующие: Wordle.net, Tagxedo.com, Tagul.com, Worditout.com и ряд других. Однако их возможности зачастую не используются.  Вместе с тем их можно использовать даже для подготовки к ЕГЭ или реализации мини-проектов собственно на уроке. Это во многом повышает ценность использования этих сервисов, так как позволяет сразу получить наглядный и красочный результат. В любом используемом сервисе можно настроить размер и тип шрифта, цвет и макет изображения,  добавить ссылку на свой сайт, блог или сохранить картинку на жесткий диск компьютера, чтобы оживить свой доклад, реферат, презентацию.

Организовать работу с сервисами не сложно. Нужно просто выбрать тот, который больше подходит для реализации поставленных целей и задач.  Критерием отбора могут стать возможности сервиса, в частности интерактивность получаемого изображения, например, сервисы Tagxedo или Tagul позволяют выделить каждое слово в облаке при наведении на него курсора и представить его как гиперссылку. Другим критерием может стать возможности создания тематических моделей, как например, в сервисе Tagxedo представлена возможность использовать формы географических карт, известных исторических деятелей и т.п. От форм зависит и расположение слов и их размер. Или простота и удобство использования без регистрации, например, сервис Wordle, который используется учителями наиболее активно, так как имеет интуитивно понятный интерфейс даже для учителя не владеющего знаниями английского языка. Только надо помнить, что для работы сервиса нужно обязательно установить Java для Windows (java.com).

Последовательность действий при работе с сервисом может быть следующая: переход по ссылке Create your own (Создайте свое облако), затем вставка текста в поле для анализа, и переход по ссылке  Go (Перейти). Для сохранения результатов можно воспользоваться функцией Save to public gallery (Сохранить в галерее). Это позволит получить ссылку для вставки облака на сайт или в блог, а также использовать ее для быстрой навигации при переходе на другой компьютер. Если потребуется вставка результата в презентацию, то нужно просто скопировать экран  (Alt + Prt Scr) и вставить изображение. Можно придать облаку желаемый вид с помощью ссылок Font (шрифт), Layout(расположение),  Color (цвет). Изменить случайную форму построения облака, выбранную машиной можно используя кнопку Randomizeвнизу самого облака.

Что дает учителю истории и обществознания использование этих сервисов? В первую очередь позволяет упростить организацию проектной деятельности на уроке, определить основную мысль, изложенную автором текста, организовать «мозговой штурм» в результате которого ученик может сформулировать тему урока или проблему, над которой ему предстоит работать. Ученики могут выделять наиболее важные слова в текстах для их дальнейшего анализа, использовать полученные облака слов в качестве основы (плана) рассказа или презентации. Однако, пожалуй, одним из самых востребованных направлений использования может стать анализ текста сочинения эссе при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Электронный текст сочинения учащегося размещается в поле для анализа, который позволяет выделить основную мысль, заложенную в сочинении. Если проанализировать фрагмент учебника по теме эссе (или фрагмент работы автора цитаты), то станет понятно совпала ли идея автора сочинения и идея учебного текста. Это позволит учителю объяснить, в верном или неверном направлении развил свою мысль учащийся. Кроме того, это даст возможность объяснить учащемуся его ошибки, избегая сложных научных дебатов.

Анализ исторических текстов с помощью этих сервисов также позволяет выявлять изменения, вносимые в них в различные исторические периоды, определить направление деятельности, охарактеризовать эпоху и т.п. Так, например, можно предложить учащимся перечислить основные характеристики, которые давали современники или историки Петру I. Внесение их ответов в поле анализа позволит выяснить, какие характеристики преобладают (преобладали у современников). По этому же принципу можно организовать работу с перечислением основных результатов деятельности исторической личности, что позволит научить формулировать сами направления. По итогам такой работы целесообразно просить учащихся написать сочинение или составить рассказ.

Организация групповой работы при изучении новой темы на уроках истории и обществознания позволит создать облака слов по материалам различных пунктов параграфа и тем самым создать облака тегов, характеризующие, например, уровень социально-экономического развития, внешнеполитические задачи, особенности внутренней политики и т.п.

Реализация деятельностного подхода невозможна без организации проектной деятельности. Рассматриваемые нами сервисы позволяют использовать их и в этом направлении. Так, например, работа над темой проекта или гипотезой может быть организована в форме игры в ассоциации, в ходе которой ответы учащихся фиксируются в поле анализа.  На уроках обществознания с помощью облака слов можно легко реализовывать мини-проекты. Такие, например, как  проекты для 5 класса «Мои увлечения», «Кто я?», для 8-9 класса «Что я знаю о своей будущей профессии?» и многие другие, которые предполагают проведения небольшого социологического исследования и ответа на сформулированный учителем или учениками, реализующими проект вопрос. Ответ каждого учащегося заносится в программу и учитывается ею. Повторяющиеся ответы при визуализации результатов исследования будут иметь больший размер, что позволит предложить учащимся сделать вывод о том, что их интересует больше всего, какие социальные роли для них наиболее важные и т.п. Так можно проводить в принципе любой фронтальный опрос, который можно завершать небольшой дискуссией по оценке полученных результатов.

С помощью сервиса можно организовать и самостоятельную работу учащихся, предложив им, например, визуализировать собственные впечатления об экскурсии, прочитанной книге или исторической эпохе. Результаты работы обсуждаются в классе с обязательным объяснением учащихся выбора той или иной формы представления облака слов, цвета и шрифта, использованных в нем.

Еще одной стороной работы с сервисом может стать рефлексия сделанной учащимися работы. Каждый анализирует, что получилось, что нет, создавая разные облака слов, которые можно сравнить с созданными другими.

Таким образом, с помощью сервиса, позволяющего создавать облако слов, формируются благоприятные условия для развития  пространственного и критического мышления,  аналитических способностей учащихся, эмоциональные и ценностные категории, навыки структуирования, классификации и моделирования, умения выделять главное, развивается творчество и способность к непрерывному самообразованию.

Список использованных источников
  1. ФГОС: основное общее образование. Материалы сайта http://standart.edu.ru
  2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 42 с.
  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 42 с.
  4. Тони Бьюзен. Думайте эффективно. Минск, 2006. 102 с.
  5. Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаракин Е.Д. Учим и учимся с Веб 2.0 Быстрый старт. Руководство к действию. М., 2007. 96 с.
  6. http://www.blognauroke.blogspot.ru/2011/05/51.html
  7. http://www.nachalka.com/wordle
Категория: Методика преподавания | Добавил: Vagu | Теги: эссе, история, облака слов, обществознание
Просмотров: 4082 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]