Для начала – кратко представлю общую характеристику технологии педагогического дизайна.
Елена Тихомирова, тренер по педагогическому дизайну, определяет его как процесс усовершенствования и интенсификации обучения путем детального анализа потребностей, контекста обучения, и системной разработки учебных материалов[1]. С педагогическим дизайном процесс обучения становится ярче, интереснее, а главное – эффективнее, что очень важно для работы с современными детьми.
Технология пед-дизайна базируется на нескольких ключевых идеях:
- Обучающимся должно стать очень нужно и очень важно изучить проектируемый курс – а для этого мы очень хорошо должны изучить контекст и среду обучения, понять их наличные познавательные потребности и спроектировать цель курса, высоко привлекательную и значимую именно для этой группы учащихся («цель с приправами»).
- Ученик – не «обучаемый», а «обучающийся», поэтому степень его активности должна быть максимально высока. Значит, способы «доставки» и «упаковки» (специфические термины пед-дизайна) учебного материала должны обеспечивать интерактивность, разнообразие форм деятельности ученика, высокую степень его самостоятельности.
- Обучение должно выходить на навык. Следовательно, оно происходит в деятельности и развивает деятельность. Обязательный этап – «внедрение», то есть применение полученного знания и навыка в новых условиях. Даже если это сугубо теоретическое обучение, все равно должно быть внедрение – рефлексивная запись в чьем-то блоге, краткое резюме по теме для следующих учеников, анализ сфер практического применения этого теоретического знания, наконец, просто консультация по этой теме другого ученика и т.п.
Последовательность разработки образовательного события (урока, занятия, курса) в логике педагогического дизайна:
1. Полное представление о контексте обучения;
2. Портрет слушателя;
3. Определённая потребность в обучении;
4. Проработанная и детализированная задача обучения;
5. Стратегии обучения
6. Категории знаний
7. Создание сценария обучения
8. Подбор технологий
9. Тип обратной связи
10. Инструменты оценки
Размеры одной статьи не позволяют детально описывать технологию педагогического дизайна, детально я могу об этом рассказать для заинтересовавшихся на специально организованных встречах (об этом чуть ниже). Здесь же просто покажу на конкретном примере, как она работает в моем опыте.
Для технологизации процесса проектирования учебного события я разработала его макет на основе психологически обоснованной структуры учебного мероприятия по Роберту Ганье[2] (иногда читают – Гейн (Robert Gagne ) (таблица 1).
Таблица 1.
Макет учебного события.
Дата класс предмет
|
Тема:
|
Цель:
|
Декомпозиция задачи
|
Детализация задачи
|
Оборудование
|
Элементы учебного мероприятия
|
Содержание знания
|
Технология доставки знания
|
1. Привлечение внимания
Возбуждение рецепторов
|
Личностное знание
|
Мне нужно вызвать пока первичный интерес, своего рода ориентировочную реакцию на некий вызов – как минимум, или создать ситуации недостаточности.
|
2. Информирование слушателя о целях и задачах обучения
Формирование уровня ожиданий от обучения
|
Личностное знание
|
Необходимо сделать так, чтобы вызов был принят осознанно, и понятна была конечная точка движения
|
3. Обращение к уже имеющимся знаниям
Обращение к долгосрочной памяти, активация краткосрочной
|
Предметное знание
|
Не опрос! Не контроль! (это – побочный эффект)
Это ревизия наличных интеллектуальных ресурсов для последующей работы
|
4. Представление нового материала
Выборочное восприятие представленного материала
|
Предметное и метапредметное знание
|
Краткое представление обозримой картины нового знания (как разметка последующей дороги, дорожная карта, чтобы потом человек в любой момент понимал, где он сейчас и что предстоит)
|
5. Сопровождение обучения
Семантическое кодирование для хранения в долгосрочную память
|
Метапредметное и предметное знание
|
Определяем инструмент для сворачивания информации (схема, конспект, чек-лист, ментальная карта, таблица и пр.) и расширяя первичную дорожную карту, упаковываем информацию
|
6. Практика
Реакция на вопросы для кодирования и верификации
|
Метапредметное, личностное и предметное знание
|
Сворачивание и разворачивание, кодирование и декодирование информации идет в коммуникации, в обращении к различным источникам
|
7. Обратная связь
Улучшение и оценка правильного действия
|
Метапредметное, личностное и предметное знание
|
Внутренняя обратная связь – безотметочное обсуждение качества освоения материала и навыков
|
8. Оценка
Обращение к полученным знаниям как финальная оценка
|
Метапредметное, личностное и предметное знание
|
Внешняя обратная связь – выполнение финального теста
|
9. Перевод в практическую плоскость
Использование полученных знаний или навыков в новой ситуации
|
Метапредметное, личностное и предметное знание
|
Применения вне контекста обучения
|
|
|
|
|
Приведу пример разработки урока биологии в 11 классе «Агроценозы – искусственные экосистемы» с использованием вышеприведенного макета. (Таблица 2).
Для начала мне надо охарактеризовать контекст обучения. Я работаю учителем биологии в школе, программа развития которой называется «ШАНС». Модель «ШАНС» разрабатывалась для школы, работающей в сложных социальных условиях.
Понятие «сложные социальные условия» связано с характеристикой социальной среды, из которой поступают в школу обучающиеся, и включает в себя характеристики и семьи обучающегося, и микрорайона его проживания. Характеристики семьи учитывают её полноту, количество детей, уровень образования родителей, уровень заработной платы, сфера занятости и карьера, качество жизненных планов и отношение к образованию детей. Характеристика микрорайона связана с демографическими показателями, с преобладающей сферой занятости населения, соотношением количества культурных учреждений и, образно говоря, пивных ларьков и другими – вплоть до характера освещенности улиц.
Понятно, что если дети в школу собираются из микрорайона, который включает в себя «неэлитный» частный сектор протяженностью 4 автобусные остановки и 2 села (развалившиеся совхозы), то мера «люмпенизации» достаточно высока, а контекст работы школы обоснованно определяется как «социально сложные условия».
Поэтому в качестве основной проблемы школы мы определили следующую: «Низкая социальная мобильность, недостаточная внутренняя психологическая устойчивость, дефицит ответственности, недостаточно эффективная жизненная самореализация выпускников школы свидетельствует о том, что они не обладают достаточным уровнем сквозных[3] компетенций, в результате их стартовые возможности и жизненные шансы являются слишком низкими для эффективной самореализации в условиях информационного общества и инновационной экономики».
Соответственно, целью работы школы стало развитие сквозных компетенций учащихся[4] как основы повышения стартовых возможностей и жизненных шансов в реализации жизненной стратегии в современных социально-экономических условиях.
Одной из важнейших проблем не только нашей школы, а всего современного образования, является мотивация к учению. Ребенок очень прагматичен и вопрос «зачем мне ваши логарифмы», «ваш ланцетник» или «ваш «Герой нашего времени» являются главным препятствием на пути развития познавательного интереса и в дальнейшем – любви к самообразованию.
Поэтому мы все время озабочены поиском инструментов развития познавательных сил и мотивов ребенка. Мы пришли к выводу, что технология педагогического дизайна, заставляющая точно ориентироваться на характеристики обучающихся, на их наличную мотивацию, и обеспечивающая точно психологически выверенный выход на навык, поможет нам справиться с этой задачей наиболее эффективно.
Таким образом, контекст обучения: школа работает в сложных социальных условиях, мотивация к познанию невысокая. Но то, что многие ребята – жители частного сектора и сел, позволяет ориентироваться при изучении темы на их первичные представления о работе в огородах и на дачах.
Портрет слушателя: В 11 классе мотивация обучения усиливается в связи с перспективами поступления в вузы. Однако в этом классе никто не планирует связывать свою судьбу с биологией. Я работаю в этом классе второй год и второй год веду элективные курсы, ориентированные на задачи личностного роста (в 10 классе - «Этология человека», в 11 классе – «Психология победителя»). Идеи курса «Психология победителя» учеников вдохновляют, они занимаются с энтузиазмом, поэтому обращение к этим идеям на уроке биологии может повысить интерес к теме урока.
Таблица 2.
Макет урока.
Дата 04.04.2013 класс 11А предмет Биология
|
Тема: Агроценозы – искусственные экосистемы
|
Цель (дидактическая): сформировать понятие «агроценоз», представления о способах повышения его продуктивности (предметная);
Развить навыки корректного сравнения объектов и экстраполяции (метапредметная);
На основе экстраполяции закономерностей развития биологических систем на развитие человека подвести к выводу о более высокой эффективности саморегуляции по сравнению с внешней регуляцией и путях повышения личной эффективности (личностная).
|
Декомпозиция задачи
- Уметь формулировать понятие «агроценоз» через характеристики и родо-видовым способом
- Уметь назвать виды агроценозов (не менее 5)
- Уметь назвать причины неустойчивости агроценозов (не менее 3)
- Уметь назвать способы повышения продуктивности агроценозов (не менее 3)
- Уметь использовать приемы экстраполяции
- Суметь сделать надпредметный (философский) вывод об универсальном действии выявленных закономерностей
-
- Уметь использовать приемы сравнения
|
Детализация задачи
- Сформулировать понятие «агроценоз», выделив его основные характеристики,
- Сформулировать понятие «агроценоз» родо-видовым способом
2.1. Применить понятие для отбора агроценозов из набора примеров биологических систем
3.1. Выделить причины неустойчивости агроценоза
4.1. Назвать пути повышения продуктивности агроценозов
5.1. Выяснить условия и правила использования приема эктраполяции
5.2. Провести экстраполяцию биологических закономерностей на развитие личности человека
6.1. Сделать вывод об эффективности саморегуляции и саморазвития человека
6.2. Сделать вывод о путях повышения продуктивности личностного саморазвития.
7.1. Определить цели сравнения (ключевой вопрос)
7.2. Определить основания для сравнения
7.3. Провести сравнение двух объектов по этим основаниям и ответить на ключевой вопрос.
|
Оборудование:
Планшет, проектор, стилус, магниты, чистые карточки, листы с критериями оценки, пустографка для внесения результатов сравнения, карточки с фотографиями, схемами или описаниями биологических систем
|
Элементы учебного мероприятия
|
Содержание знания
|
Технология доставки знания
|
1. Привлечение внимания
Возбуждение рецепторов
|
Большая устойчивость естественных систем по сравнению с искусственными
|
Сравнение фотографий биоценозов и агроценозов: что быстрее зарастет, где больше урожай? Почему искусственные системы менее устойчивы, но более урожайны? Применима ли эта закономерность к развитию человека? (2 главных вопроса урока)
|
2. Информирование слушателя о целях и задачах обучения
Формирование уровня ожиданий от обучения
|
Цель «с приправами»: выяснить, что эффективнее – внешняя регуляция или саморегуляция системы на основе сравнения характера действия основных экологических факторов в биогеоценозе и агроценозе – и как это может быть полезно человеку с установками победителя
|
Контрольный лист «Критерии контроля по теме «Агроценоз» - посмотрите, приемлемы ли для нас эти критерии, по ходу урока выясним, захотите ли что-то в них изменить или принять в этом виде
|
3. Обращение к уже имеющимся знаниям
Обращение к долгосрочной памяти, активация краткосрочной
|
Факторы устойчивости биогеоценоза и причины сукцессии (смены биогеоценозов)
|
Работа со схемами разветвленной пищевой цепи и сукцессии в «Рабочей тетради по биологии для 11 кл.» - Чтобы нам подготовиться к ответу на главные вопросы урока, надо вспомнить факторы устойчивости биогеоценоза и причины сукцессии.
Полистайте рабочую тетрадь в соответствующих разделах –возможно, некоторые схемы и задания вам напомнят о содержании нашего разговора по поводу причин устойчивости и смены биологических сообществ. Через 1 минуту покажите те схемы, которые выполнили роль сигнала-напоминателя, и назовите причины устойчивости (1 вариант) и смены (2 вариант) биологических сообществ
|
4. Представление нового материала
Выборочное восприятие представленного материала
|
Представление об агроценозе
Понятие агроценоза
Характеристики агроценоза
|
3 группы.
Первая получает наборы схем, фотографий и текстовых описаний (как из научных, так и из популярных источников) естественных и искусственных биологических систем (разные способы кодирования информации). Вторая группа выбирает материал в интернете, делает закладки на планшете. Третья пользуется только собственным опытом (группы формируются по желанию)
На пустых карточках выписываем примеры агроценозов, прикрепляем на доску. Смотрим на экране иллюстрации, подобранные второй группой. У кого больше? Как их можно сгруппировать? (Вспомните принципы классификации). Что такое агроценоз? (первичное определение)
Зачем человек создает искусственные биоценозы?
Если агроценоз - это искусственный биогеоценоз, то чем еще, кроме искусственного происхождения, они отличаются?
Вспомните, как правильно выполнять процедуру сравнения: цель – какая? Основания для сравнения – какие?
У вас есть пустографка с избыточным количеством граф. Сделайте в ней таблицу для отражения результатов сравнения. Работа с учебником и с интернетом Кто найдет больше, чем три основания для сравнения – молодец. Кто найдет больше 5 – получит «5». Кто найдет все 8, которые знаю я – победитель!
Кто-нибудь их тех, кто работал на планшетах, показывает на большом экране получившуюся таблицу.
Так что же такое агроценоз?
|
5. Сопровождение обучения
Семантическое кодирование для хранения в долгосрочную память
|
Сравнение агроценоза и биогеоценоза, отражение результатов в таблице
|
6. Практика
Реакция на вопросы для кодирования и верификации
|
Причины неустойчивости агроценозов
Причины более высокой урожайности агроценозов
Способы повышения продуктивности агроценозов
|
1 ряд - Причины неустойчивости агроценозов
2 ряд - Причины более высокой урожайности агроценозов
3 ряд - Способы повышения продуктивности агроценозов (задание выполняется на планшетах)
Выполните задание, используя получившуюся таблицу, а для 3 рядя- еще и таблицу сравнения урожайности пшеницы в России, Канаде и Украине за 8 лет
Пути повышения продуктивности кратко комментируем.
|
7. Обратная связь
Улучшение и оценка правильного действия
|
Причины неустойчивости агроценозов
Причины более высокой урожайности агроценозов
Способы повышения продуктивности агроценозов
Способы повышения личной эффективности человека.
|
Работа с контрольным листом (3 минуты)
Вернемся к листу контроля. Какой из вопросов у вас вызовет затруднение? Почему? Да, он не по биологии. Он – по психологии победителя. И вам нужно использовать прием экстраполяции, чтобы увидеть возможность использования биологических закономерностей в сфере личностного развития. Подняться на уровень философского осмысления биологических закономерностей трудно. Но победителю каждый ветер попутный.
|
8. Оценка
Обращение к полученным знаниям как финальная оценка
|
|
Обсуждение ответов на 4й вопрос.
Выборочная оценка контрольных листов.
|
9. Перевод в практическую плоскость
Использование полученных знаний или навыков в новой ситуации
|
Применение полученных знаний в биологическим и психологическом контекстах
|
1 вариант – разработка «Советов дачнику»
2 вариант - разработка «Правил победителя»
Коротко, емко, афористично – из одних глаголов или существительных.
|
|
|
|
|
Учителю из таблицы все уже достаточно понятно. Позволю себе только некоторые комментарии, как ответ на возможные вопросы.
Цель «с приправами» - это формулировка задачи урока, значимая для учащегося. Чтобы суметь ее сформулировать, необходимо попытаться войти в положение учащегося и ответить на его невысказанный (а иногда и высказанный вопрос) – «зачем мне знать про эти агроценозы, да еще за 2 месяца до ЕГЭ, да еще, если я биологию не сдаю?»
Подчеркиваю: цель урока – это моя педагогическая задача, моя профессиональная кухня, которую я не являю ученикам. Для них – цель «с приправами».
А цель урока нужна мне для декомпозиции и для детализации задач. Обратите внимание на ячейку «Детализация задачи» - фактически, все содержание урока пошагово разработано уже здесь. А дальше я начинаю подбирать способы упаковки и доставки этого содержания.
В таблице нет указания на домашнее задание. Конечно, оно задано, номер параграфа написан на слайде презентации к уроку. Однако, если урок прошел все запланированные этапы, мы сделали все – и запомнили, и применили. Домашнее задание в данном случае не нужно.
Технология педагогического дизайна в силу своей точной «адресности» по отношению к познавательным потребностям учеников позволяет делать уроки более интересные и более эффективные. С ее помощью можно повышать изначально невысокие познавательную мотивацию и интеллектуальные способности.
[3] Сквозные компетенции - возможности, которыми обладают люди для включения в современные процессы – современные формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие лицо современного мира и современной экономики (Попов А. А., Проскуровская И. Д., Рожкова Е. С. Постановка сквозных компетенций населения как стратегия позиционирования в социальной политике России // Вестн. Том. гос. ун-та. 2007. №303. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/postanovka-skvoznyh-kompetentsiy-naseleniya-kak-strategiya-pozitsionirovaniya-v-sotsialnoy-politike-rossii (дата обращения: 12.07.2013). Для школы «ШАНС» мы определили 4 группы сквозных компетенций – жизненная политика, гуманитарная культура, вертикальная мобильность и здоровье.
[4] Для школы «ШАНС» мы определили 4 группы сквозных компетенций – жизненная политика, гуманитарная культура, вертикальная мобильность и здоровье.
|